III.3. Горизонтальная пространственная дифференциация (модель линейного города)

Предприниматель 1 Предприниматель 2

х

Затраты tx Затраты t(1 – x)

 
 


Рис. Схема линейного города

Протяженность «линейного города» примем за 1.

Общее число потребителей N. Они распределены по городу равномерно. Транспортные за­траты потребителей на единицу расстояния равны t. Потребитель приобретает нуль или одну единицу товара. Полезность, которую получает потребитель, потребляя товар, равна s.

Два предпринимателя продают одинаковый продукт. Предприниматели расположены в противоположных кон­цах города, Местоположение предпринимателя 1 – х = О, предпринимателя 2 – х = 1 (рис.). Цены предпринимателей p1 и р2 соответственно. Цена покупки для потребителя, расположенного в точке х равна p1 + tx у предпринимателя 1 и р2 + t(1 – x) у предпринимателя 2.

1. p1 – р2 ≤ t, или p2 – р1 ≤ t и цены приемлемы для потребителей (p1≤s-t; р2 ≤ s – t).

Рассмотрим потребителя с местоположением хр, которому безразлично, у какого предпринимателя приобретать товар:

p1 + tхр = р2 + t(1 – хр) → хр(p12) = (p2 – р1 + t) / 2 t

Функция спроса:


Предприниматель 1: D1 (p1, p2) = N хр(p12).

Предприниматель 2: D2 (p1, p2) = N [1 – хр(p1,р2)].

       
   


s – p1 s – p2

 
 


s – p1 – tх s – p1 – t(1–х)

 
 


0 хр(p12) 1

2. Когда, например, p2 – р1 ≥ t, то товар предпринимателя 2 спросом не пользуется.

Функция спроса предпринимателя 1: если p1 ≤ s – t, то

D1 (p1, p2) = N.

       
   


s – p1

s – p2

0 1

Если p1 ≥ s – t, то D1 (p1, p2) = N(s – p1) / t.

3. Когда p1 и р2 находятся в интервале [s–t, s], каждый из предпринимателей обладает локальной монопольной властью. Функции спроса: D1 (p1, p2) = N(s – p1) / t; D2 (p1, p2) = N(s – p2) / t.

Часть потребителей совсем не покупает товар (рынок не покрыт).

       
   


s – p1 s – p2

       
   


0 1

III. 4. Равновесие горизонтальной дифференциации

Примем в модели линейного города общее число покупателей за 1. Транспортные расходы t являются линейной функцией.


Спрос на продукцию предпринимателя 1:

D1 = N хр(p12) = хр(p12) = (p2 – р1 + t) / 2 t;

спрос на продукцию предпринимателя 2:

D2 (p1, p2) = N [1 – хр(p12)] = 1 – хр(p12) = (р1 – p2 + t) / 2 t.

Прибыль предпринимателей, при условии равенства издержек с, составит: П1 (p1, p2)= (р1 – с) [(p2 – р1 + t) / 2 t ];

П2 (p1, p2)= (р2 – с) [(p1 – р2 + t) / 2 t ].

Max{П1 (p1, p2)}. Условие первого порядка p2 + с + t – 2р1 = 0;

Max{П2 (p1, p2)}. Условие первого порядка p1 + с + t – 2р2 = 0.

Если в результате конкуренции цены предпринимателей уравняется и снизится до минимально возможного уровня, то они будут равны:

p1 = p2 = с + t = рс + t.

Прибыли предпринимателей при продуктовой дифференциации составят:

П12 = t / 2

То есть, несмотря на конкуренцию, предпринимателям удается получить некоторую степень монопольной власти над потребителями, для которых они являются ближайшими поставщиками, повысить цену и получать экономические прибыли. Размер прибыли тем выше, чем больше транспортные расходы или оценка потребителями времени, необходимого для осуществления покупок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: