Замечание

Выбор цены и уровня качества общественным плановиком осуществляется с целью максимизации разницу между валовым потребительским излишком и затратами производства. Оптимум достигается при ориентации на среднюю для всех потребителей предельную оценку качества. Т.е. общественный плановик организует выпуск продукции с качеством, удовлетворяющего среднего потребителя.

При одинаковом объеме выпуска уровень качества предлагаемой


монополистом и общественным плановиком продукции не совпадает. Качество продукции монополиста ниже, когда средняя предельная оценка качества потребителями превышает предельную оценку качества предельного потребителя продукции монополиста, и наоборот.

Выбор монополистом разнообразия продуктов решается аналогичным образом. Оно также может быть переобеспечено или недообеспечено монополистом. В случае производства одного продукта, монополист склонен недообеспечивать его выпуск (т. е. не выносить его на рынок, даже если это было бы социально оптимально). Это происходит потому, что монополист присваивает только часть образуемого потреблением этого продукта чистого по­требительского излишка. Многопродуктовый монополист выносит больше видов товара, так как установление монопольной цены на один продукт выше пре­дельных затрат создает искусственный спрос на другие его модификации.

IV. 2. Моральная угроза разовой покупки испытываемого товара

Потребители не полу­чают информацию о качестве до покупки и получает достоверную информацию о качестве товара только после его приобретения в процессе потребления. Примем общее число потребителей за 1. Потребители идентичны по параметру θ – денежная оценка полезности, приносимой потребителю качеством продукта. По­требитель, приобретая единицу товара (качества s) по цене р, получает излишек U = θs – р.

Монополист выбирает цену р и уровень качества s. Качество может быть высоким s = 1, или низким s = О. Удельные затраты производства для высокого качества равны с1 (с1 > 0, θ >с1) для низкого качества уровня качества – с00 [0, с1]). Прибыль монополиста равна р – сs, если он продает качество s по цене р.

Ситуация, когда монополист продает высококачественный продукт неинформированным потребителям не является равновесной. Снижение качества с уровня s1 до уровня s0 не снижает объем спроса. Если с0 = 0, равновесие в модели возможно, когда s = 0 и, следовательно, р = 0, так как потребители не желают платить за товары с нулевым качеством. Если с0 > 0 монополист не может покрыть затраты. Рынок исчезает.

Таким образом, в условиях неинформированности потребителей и разовых взаимодействий со стороны предпринимателя действует моральная угроза уменьшения издержек производства и снижения ка­чества продукции. Для того, чтобы рынок существовал, качество продукции снижается не до нуля, а до минимального уровня. Мини-


мальным уровнем качества являются требования законодательно установленных стандартов или уровень, при кото­ром потребители не могут предоставить убедительные доказательства недообеспечения качества. Это позволяет предпринимателю продавать низкокачественный товар и избегать ответственности за недостаточное качество. Разовые взаимодействия исключают влияние повторных покупок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: