Ученый, изобретатель, заслуженный деятель науки и техники России , доктор технических наук. Труды в области кинотехники. Профессор ВГИКа

Родился в Никополе. В развитии технологии отечественного и мирового кино Евсей Михайлович Голдовский сыграл примерно ту же роль, что и Сергей Михайлович Эйзенштейн в становлении кино как искусства. Да и в жизни они были приятелями. И было у них одно общее дело - первая в мире киношкола (ВГИК), которую они вместе создали, и в которой вместе и до конца своих дней преподавали.
Те, кто по роду своей профессиональной деятельности так или иначе имеет какое-то отношение к кинематографу, не могут не знать, не помнить имени этого человека. Он ведь был одним из отцов-основателей ВГИКа, в котором преподавал на протяжении почти полувека и из которого вышел весь отечественный кинематограф. В том числе, к слову сказать, и его дочь Марина Голдовская, ныне известный телекинодокументалист. Те из студентов, кто не застал Евсея Михайловича во ВГИКе, учились по его книгам, сдавали экзамены по конспектам его трудов. Его труды и научные открытия касались такой сложной материи, как технология кинематографа. Она ведь развивалась не менее бурно, чем само искусство кинематографа. Не было системы киносъемки или кинопроекции, к изобретению которой онне имел отношения бы. Он был среди тех, кто конструировал первые отечественные установки звукового, цветного и стереоскопического кино, разрабатывал и воплощал в жизнь отечественные технологии панорамного, широкоэкранного и кругорамного кино. Им написано 92 (!) книги и около 300 (!) статей по теории, практике и истории кинотехники.
Избежав сумы, он не избежал тюрьмы. Это случилось в 38-м. Под руководством Голдовского шло оборудование маленького кремлёвского просмотрового кинозала, где изволили смотреть фильмы Сталин и его подручные. Его взяли по делу Шумяцкого, тогдашнего руководителя кинематографа. Евсей Михайлович устоял на допросах - не оговорил ни себя, ни своих "подельников", и его отпустили. Рассказывать об этом не любил. Когда спрашивали, как оно там было, отмахивался:

– Ничего общего с санаторием не имеет.
В далекие 60-е годы авторитетных кинематографистов было много, а авторитетом у амбициозных студентов пользовались единицы. Уже не было в живых Эйзенштейна и Довженко, по коридорам киновуза ходили Лев Кулешов, Сергей Герасимов, Анатолий Головня. Захаживали в институт Сергей Юткевич и Григорий Козинцев. Почему-то отличался среди этих могикан Евсей Михайлович. Он не отдавал себе отчета в своей значимости для отечественной кинокультуры. Другие - отдавали. Это было видно по манере общения мастера со студентами - при всей его ироничности, при всем его скептицизме в его взгляде всегда мерцало здоровое человеческое любопытство.
Надо полагать, это свойство лежало и в основе его научной работы. Иначе как объяснить, что он успел так много сделать.
После кончины Голдовского (1971) в его честь Международная кинотехническая ассоциация учредила специальную премию его имени за самое значительное достижение года в области кинотехники. Технический прогресс кинематографа, стало быть, уже навсегда связан с именем нашего соотечественника - Евсея Михайловича Голдовского

Дочь Марина – сегодня известный документалист – режиссёр, оператор. Она хранит фотографию Луи Люмьера с автографом изобретателя кино: "Мьсе Голдовскому с выражением глубокой симпатии".

В исторической части Никополя на доме, в котором проживала семья Голдовских и где родился Евсей Михайлович имеется мемориальная доска, которая установлена хлопотами П.М.Богуша.

Литература:

1. Юрий Богомолов. Не последний из могикан. // Газета «Известия». 27 декабря 2005.

2. Фарида Садыкова. Мьсе Евсей.. – Издательский дом "Попцов" 2005.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: