Довженко Александр Петрович (1894 – 1956)

Украинский советский кинорежиссёр, писатель, кинодраматург, народный артист РСФСР.

Родился в с. Сосницы, ныне Черниговской обл. «Я был очень мечтательным мальчиком, — писал Довженко в «Автобиографии» 1939 года. — Мечтательность и воображение были столь сильными, что порой жизнь, казалось, существовала в двух борющихся аспектах — реальном и воображаемом, но казавшимся как бы осуществленным». Спустя десятилетия, сам режиссер свидетельствовал о своем детстве так: «Далекi літа дитячі виринають з тьми часу, і багато дечого з’ясовується в справжній своїй суті — і батьківські запої, і лайка, і бійки, тяжкий увесь отой нелад, ота відсутність святої тиші, що позначало нашу хату, і смуток, і темне відьомство, і прокльони дітей, і много іншого зла, яким мов притавровані були мої батьки і дід... Дід був ледачий, прости йому господи, і багато лиха вніс він у нашу родину своїм ледарством і безглуздим пияцтвом... Батько, нині небіжчик, не раз кидався майже в нестямі на матір з сокирою чи ножем...». Уход из села — в город, из хлеборобов — в интеллигенты, из мирных обывателей — в воины революции, из художников — в кинематографисты — все это было материализацией характерных для Довженко побегов от одиозного «реального аспекта» к желанному «поэтическому».

В 1914 окончил Глуховский учительский ин-т. После Великой Октябрьской революции работал в Наркомпросе Украины, сотрудничал в газетах и журналах как художник. В 1926 написал сценарий и был сорежиссёром фильма "Вася-реформатор". Самобытная творческая индивидуальность Довженко впервые раскрылась в фильме "Звенигора" (1928). Уже в этом фильме проявились народные истоки таланта Довженко. Возвышенная романтика и гневная сатира, песенная лирика и политическая публицистика, эпическая трактовка событий сливались в единое художественное целое, придавали всем его фильмам неповторимый героико-поэтический колорит.

Подлинных философских высот достиг Довженко в историко-революционном фильме "Арсенал" (1929) и особенно в фильме "Земля" (1930), посвящённом борьбе за коллективизацию на Украине. В 1958 на Брюссельском кинофестивале (в рамках Междунар. выставки) фильм был назван в числе 12 лучших фильмов всех времён и народов.

В 1932 Довженко поставил фильм "Иван", одну из первых советских звуковых картин. В 1935 осуществил постановку "Аэрограда". Большим достижением Довженко явился фильм "Щорс" (1939; Гос. пр. СССР, 1941).

В годы Великой Отечественной войны 1941-45 Довженко был военным корреспондентом, писал взволнованные публицистические статьи, очерки, рассказы. Документальные фильмы Довженко "Освобождение" (1940, о воссоединении Зап. Украины), "Битва за нашу Советскую Украину" (1943), "Победа на Правобережной Украине" (1945) стали выдающимися образцами поэтической кинопублицистики.

В послевоенные годы Довженко написал пьесу и сценарий "Жизнь в цвету", по которому поставлен цветной фильм "Мичурин" (1949; Гос. пр. СССР, 1949).

Божий дар художника к концу его жизни оказался буквально вытоптан властью. Что и засвидетельствовали и фильмы, и дневниковые признания последних лет жизни режиссера: «Мышление образами стало покидать меня...».

Смерть 25 октября 1956 года, прервала работу Довженко над фильмом "Поэма о море", за сценарий которого Довженко была в 1959 посмертно присуждена Ленинская премия.

По сценариям "Поэма о море", "Повесть пламенных лет", по лирической повести, посвящённой детству Довженко, "Зачарованная Десна" (1955, опубл. 1957) и другим его рассказам режиссёр Ю. И. Солнцева создала одноименные фильмы.

Старинное украинское село, выросшее на месте последней Запорожской Новой Сечи - Покровское. А. П. Довженко особенно любил его и часто тут бывал.

Впервые в Покровское Довженко приехал из Никополя вечером 12 октября 1952 г. и тогда записал так: "Село прекрасное, одно из лучших сел, какие мне вообще приходилось видеть на Украине. Пятьсот дворов, то есть почти половина его пойдет под воду...Встретился с председателем колхоза Петром Ивановичем (это П. И. Овчаренко. П. Б.), это интересный человек. У него умное лицо, он еще относительно молод, и это меня радовало. Отвели нам место в доме для приезжих. Я в хате, вечер. Электролампа, белые родные стены с рушниками под потолок, с двумя темными матицами. Чисто. У меня праздник на душе. Как давно я не был в хате! Как оторвался от народа! Кто оторвал меня? И что вообще можно творить, оторвавшись от народа?"

А. П. Довженко присутствовал на заседании правления колхоза им. Горького, которое вели председатель Петр Иванович Овчаренко и бухгалтер Николай Сергеевич Матюк. "Деловой порядок, - записывает Довженко, - стиль разговора тот же, что на строительстве в Каховке, то есть тихо, дружно, спокойно. Я чувствую, как люди мыслят, ведут подсчеты, занимаются сложной бухгалтерией, орудуют цифрами - пятьсот тысяч, миллион и т.п." Как работает правление колхоза? Это все решительно новое для меня. Но выглядит примерно так, как я думал. Нет, еще выше. Народ вырос умственно, политически, морально после войны и, конечно, за время войны вырос так, как ни один другой народ в мире. И потому он, почувствовав и ощутив в себе эту советскую силу духа, стал способным на такие дела, на какие не способен ни один народ мира. Советский народ - первый народ в мире, вложивший огромные моральные и материальные силы на благо и обеспечение всемирного мира, преобразования человеческого общества...Я обогатился сегодня. Из-за этого одного заседания стоило ехать сотни километров на машине... "

Утром 12 октября 1952 г. А. П.Довженко вышел на берег реки Подпольной и был поражен величественной красотой днепровских плавней – Великим Лугом, которым любовался с высокого берега. Вынув записную книжку, он сделал рисунок, где изобразил панораму днепровских плавней, реку Подпольную, а на переднем плане - деревья, два человеческих силуэта и всадника. Под исунком

сделал надпись "Над вечным покоем" и записал тут же лирические и патриотические строки :"12.Х. Воскресенье. Утро над рекой Подпольной. Какие картины здесь можно писать! Какие воспоминания! Как можно очищать и возвеличивать душу в созерцании торжественных пространств! Как не родиться было здесь гигантом духа, поэтом, защитником Отчизны! Когда мир такой красивый и такой высокий извечный дух могущества играет в просторах на невидимых своих струнах. Кланяюсь тебе, родная земля! Преклоняю колена перед тобой, полный несказанной благодарности за то, что родили меня в великие времена, что поили и кормили меня всеми сокровищами хлеба, меда, молока твоего, твоих песен и музыки, что приносишь мне радость и

страдание!"

Вместе с председателем колхоза П. И. Овчаренко, А. П. Довженко посетил плавнях пасеку, где отведали меду, квасу, поели ухи. Довженко интересовался всем: расспрашивал пасечников

про медосбор, какие травы растут в плавнях, про старину, про запорожцев.

С плавней заехали в Капуловку, поклонились могиле кошевого атамана И. Д. Сирко, посетили остров, на котором в 1654-1709 гг. была Старая Чертомлыцкая Капуловская Запорожская Сечь.

В тот же день Довженко в записной книжке дал удивительно точное и красивое описание острова и Капуловки. Они напоминали ему родные места: "Верба, тополь, груша, берест. Так, как дома. Речка Подпольная в песках, и быстрый бег реки, шелестят пожелтевшие листья, лодка плывет ко мне.

Здесь когда-то была плотина, по которой ездили казаки. Сушатся большие неводы. Много гадюк, ужей. На месте Сечи кто-то вел раскопки. Но что можно вырыть? Здесь, как и повсюду в окрестности, наши предки строились на песке. Материальная культура была деревянная и глиняная. Ничего нет. Никаких следов. Только могила Сирко да несколько крестов каменных.

До чего же все-таки прекрасно в Капуловке! Какие славные речки - Подпольная, Павлюк и Скарбна, какое лирическое приволье! Множество челнов. Женщины плывут на челнах. Я сижу на плетне у самого берега. Плещется вода. Слышны голоса и смех с того берега. Василий Григорьевич со сломанной ногой и красивыми глазами, с перебитой немцами верхней губой рассказывает мне о своей жизни. О войне рассказывает, о немцах... Чего только я не наслышался от Василия

Григорьевича. Сижу на берегу дома, словно тут я родился..."

Рассуждая и оплакивая героическую историю украинского народа и подвиги запорожских казаков, А. П. Довженко запишет: "... И пусть воды польются на наши степи, где проливали вы свою кровь и кровь турка и татарина. Пусть оживут степи и зацветут хлебами и садами на весь добрый и

разумный свет. И быть может когда-нибудь, в коммунистическом мире великом, по-новому вспомнят ваши имена и встанете вы на бронзовых конях на кручах Днепра гордым конным строем навеки от Святослава до Сирко, коленно на могиле которого я преклоняюсь сегодня...".

Образ кошевого атамана Ивана Сирко Довженко вводит в свой сценарий.

Первый секретарь Никопольского городского комитета КП Украины Федор Яковлевич Биляминов

вспоминал: " Как-то с А. П. Довженко мы ехали по степи и остановились возле кургана. Довженко поднялся на него и говорит: "Эх, сделать бы в своей "Поэме о море" эпизод: бульдозер наезжает на казацкую могилу. А с нее рассерженный и возмущенный, на коне вылетает кошевой Сирко. Стойте -, кричит он бульдозеристу и замахивается на него саблей. А бульдозерист - молодой парень, не любит старовину и мечтает О чудесном море в этом месте. Вот такой конфликт – между старым и новым. Как вы на это смотрите, а? - с улыбкой сказал Довженко ".

С Никопольщины А. П. Довженко выехал опять в Новую Каховку.

2 октября 1954 г. А. П. Довженко снова в селе Покровском, где побывал на строительстве нового села, записал некоторые эпизоды для киноповести.

3-4 октября 1954 г. Довженко в селе Грушевке (Ленинское, Апостоловского района) принял участие в общем собрании колхоза имени Ленина, посетил местный музей фауны плавней.

5-6 октября 1954 г. Александр Петрович снова приехал в село Покровское, разговаривал с будущими героями киноповести про Каховское море, записывал интересные эпизоды. "Буду творить легенду", - занес он в свою записную книжку.

4 июня 1956 г., возвращаясь из Новой Каховки на пароходе "Иван Франко", А. П. Довженко в последний раз проплыл мимо Покровского, Капуловки, Никополя.

На здании Дворца культуры имени Горького в 1964 г. установили мемориальную доску. На ней высечены слова: "В октябре 1952 г. в селе Покровском побывал выдающийся украинский советский кинорежиссер и писатель Александр Петрович Довженко". В ее установлении принимали активное

участие сельские краеведы С. М. Капула и П. Ф. Дробот.

Когда друг и соратник А. П.Довженко Ю. И. Солнцева снимала в 1958 г. кинофильм "Поэма о море" и приехала в Покровское, ей понадобились люди для массовок. На "Токские курганы" пришло более сотни покровчан и капуловцев, чтобы принять участие в съемках.

В 1959 г. Комитет по Ленинским премиям СССР присудл А. П. Довженко (посмертно) Ленинскую премию СССР за киносценарий "Поэма о море".

Довженко был сценаристом почти всех своих фильмов, писателем-публицистом, утверждавшим духовное богатство и красоту советского человека, активно борющимся за коммунистическую мораль. Вёл педагогическую работу, в 1949-51 и с 1955 преподавал во ВГИКе.

Довженко внёс большой вклад в развитие советского и мирового киноискусства. Имя Довженко присвоено Киевской киностудии художественных фильмов.

Награждён орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Литература:

1. Богуш П. Видел Никополь. – Днепропетровск: Пороги, 1994.

2. Вступ. статья М. Рильского. Твори Александрп Довженко. – Киев, 1964-66..

3. Юренев Р. Н. Александр Довженко. – Мосиздат. 1959.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: