[1] Искреннее спасибо Александре Миновской, которая «развела» меня на эту лекцию начинающим вожатым лагеря «Кентавр». Этот материал построен в виде разговора, поэтому есть некоторые вольности, которые присущи непосредственному общению.
[2] Особенно это заметно, когда работаешь в «Артеке», «Орленке» или «Океане». И ты вроде тот же, и возраст у твоих подопечных такой же, и лагерь не особенно изменился, а приезжают ребята и ничего похожего на предыдущий отряд.
[3] Здесь идея Н.Б. Крыловой, даже, по-моему, она на кого-то ссылается.
[4] Ю.С. Мануйлов когда то написал целую кандидатскую диссертацию на тему как, всем вместе оборудуя окружающую среду временному детскому коллективу сделаться значительно более сплоченным.
[5] Эти картины мы сформулировали на основе замечательной книги «Технология группы» (авторы В.И. Ланцберг и М.Б. Кордонский), эту идею мы развивали в наших собственных публикациях:
Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей: учеб. пособие для студ. пед. вузов/ Б.В. Куприянов, Е.А. Салина, Н.Г. Крылова, О.В. Миновская; Под ред. А.В. Мудрика.– М.: Издательский центр «Академия», 2004.
Куприянов Б. В. Модели социального воспитания в учреждениях дополнительного образования детей // Внешкольник. Воспитание и дополнительное образование детей и молодежи. –2005. – № 12.
Куприянов Б.В. Модели социального воспитания//Вожатый века: ежеквартальный общественно-педагогический журнал.–2004.– № 3(14), осень