Функции деятельности психолога ПМПК

ПМПК – является государственным консультативно-диагностическим, коррекционным учреждением в системе специализированной помощи детям с отклонениями в психофизическом развитии, с проблемами в обучении, общении, поведении. ПМПК выполняет функцию высшей экспертной службы при определении вида и форм обучения детей.

ПМПК – постоянная межведомственная структура, создаётся из расчёта одна комиссия на 100 тыс. детей, проживающих на одной территории, но не менее одной на территории каждого субъекта РФ.

ПМПК решают вопросы комплектования специальных (коррекционных) учреждений, а также оказывают консультативно-диагностическую и коррек-ционную помощь всем, кто в этом нуждается.

Основными ЗАДАЧАМИ ПМПК являются:

― обследование детей, имеющих те или иные отклонения от нормального психического развития;

― диагностика этих отклонений;

― определение специальных образовательных потребностей ребёнка;

― комплектование специальных (коррекционных) образовательных учреж-дений;

― консультирование родителей по вопросам физической и / или психической недостаточности ребёнка;

― формирование банка данных о детях, имеющих отклонения в развитии, структуре детской патологии.

СОСТАВ ПМПК:

Руководителем ПМПК является председатель, представляющий Комитет (департамент) народного образования, а его заместителем – представитель Комитета здравоохранения. Штатный состав ПМПК включает психолога, вра-чей (психиатра, невропатолога, ортопеда, отоларинголога, окулиста, терапевта или педиатра), специальных педагогов (логопеда, олигофрено-, сурдо-, тифло-педагога), социального педагога, юриста, представителей органов управления образованием, здравоохранением, социальной защитой. Отдельные специалисты могут привлекаться к работе на договорных началах.

В своей деятельности ПМПК руководствуется Международной конвенцией о правах ребёнка, а также действующими законоположениями РФ об образо-вании, здравоохранении, защите прав детей и распоряжениями Правительства России.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПМПК

1) ПРИНЦИП СЕМЕЙНОЙ ЦЕНТРИРОВАННОСТИ – специалисты ПМПК взаимодействуют не только с ребёнком, но и с семьёй (людьми из ближайшего окружения ребёнка).

2) ПРИНЦИП ПАРТНЁРСТВА – деятельность специалистов направлена на установление партнёрских отношений с ребёнком и его семьёй.

3) ПРИНЦИП ДОБРОВОЛЬНОСТИ – родители самостоятельно принимают решение об обращении в систему ПМПК и включении их семьи в программу обслуживания.

4) ПРИНЦИП ОТКРЫТОСТИ – ПМПК отвечает на запрос любой семьи или лиц, предоставляющих интересы ребёнка, обеспокоенных его развитием.

5) ПРИНЦИП КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ – информация о ребёнке и семье, доступная специалистам ПМПК, не подлежит разглашению или передаче без согласия семьи.

6) ПРИНЦИП УВАЖЕНИЯ К ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА – специалисты ПМПК принимают ребёнка как полноправную личность, вне зависимости от возраста и уровня его развития.

7) ПРИНЦИП УВАЖЕНИЯ К ЛИЧНОСТИ РОДИТЕЛЯ – уважая личность родителя, специалисты ПМПК принимают его мнение о ребёнке, его личный опыт, решения и ожидания.

8) ПРИНЦИП ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ – специа-листы ПМПК ответственны за принятые решения и рекомендации, которые затрагивают интересы ребёнка.

9) ПРИНЦИП ИНФОРМАЦИОННОГО СОГЛАСИЯ – ПМПК даёт родителям / законным представителям достаточную, доступную для понимания информацию о своей деятельности и о ребёнке, добиваясь согласия на участие в обследовании и принятия помощи.

В настоящее время в стране существуют различные организационные формы деятельности ПМПК: многопрофильные комиссии, которые комплектуют разные коррекционно-образовательные учреждения; профильные, осуществляю-щие комплектование учреждений одного вида; постоянно действующие и временные, образованные только на период комплектования образовательных учреждений.

С учётом административного деления создаются республиканские, региональные, городские, областные, окружные и межрайонные ПМПК.

В ПМПК обследуются дети и подростки до 18 лет. Родители имеют право присутствовать при обследовании детей, но какое бы то ни было вмешательство их исключается. Подростки старше 12 лет, обратившиеся сами в ПМПК, могут приниматься без родителей.

В ПМПК направляются дети по заявлению родителей или по инициативе органов и учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты с согласия родителей или лиц, их заменяющих (опекунов). Если направление происходит по решению суда, согласие родителей не требуется.

Если ребёнок направляется в ПМПК по инициативе учреждений образо-вания, должны быть представлены следующие документы:

― свидетельство о рождении (предъявляется);

― подробная выписка из истории развития ребёнка с заключениями врачей (педиатра, невропатолога, отоларинголога, офтальмолога, ортопеда);

― педагогическая характеристика, отражающая подробный анализ развития с указанием педагогической помощи и её эффективности;

(Необходимо, чтобы в ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКЕ не просто перечислялось, чему ребёнок не научился, его недостатки, но и указывалось, каков характер затруднений, испытываемых ребёнком, как ему помогали их преодолевать. В характеристике также отмечаются и положительные качества ребёнка, которые могут быть использованы в дальнейшей работе с ним. В содержание характеристики должны войти формальные данные о ребёнке с обязательным указанием срока пребывания его в детском саду, обучения в школе; сведения о семье; сведения об особенностях познавательной деятельности, данные о навыках самообслуживания; об особенностях эмоционально-волевой сферы; материалы, характеризующие особенности личности.) Наличие этих сведений не является формальным требованием. Тщательное оформление материалов, характеризующих ребёнка, поможет членам консультации правильнее построить обследование, определить главную цель их работы как выявление и установление причин трудностей, которые больше всего мешают развитию ребёнка.

― письменные работы, рисунки, раскрывающие динамику развития ребёнка;

― заключение психолого-медико-педагогического консилиума.

В ПМПК при проведении работы по комплектованию ведётся следующая ДОКУМЕНТАЦИЯ: журнал записи на ПМПК и журнал учёта детей, прошедших обследование; протоколы, фиксирующие ход обследования; архив с делами детей, выведенных из системы коррекционно-развивающего обучения, и дубликаты заключения ПМПК. Журнал учёта хранится в ПМПК. В журнале учёта регистрируются следующие сведения:

― дата обследования;

― Ф.И.О. ребёнка;

― год, число и месяц рождения;

― место жительства;

― в каких учреждениях и сколько лет воспитывался или обучался;

― кем направлен на ПМПК;

― повод направления на ПМПК;

― краткие сведения о родителях;

― диагноз и заключение ПМПК;

― рекомендации ПМПК;

― примечание.

В графе «Примечание» указывается выполнение родителями рекомендаций консультации. Хотя право выбора учреждения для дальнейшего обучения и воспитания ребёнка остаётся за ними, очень важно, чтобы члены ПМПК сделали всё возможное, чтобы убедить их поступить так, как этого требуют интересы ребёнка.

Весь ход обследования ребёнка в консультации фиксируется в ПРОТО-КОЛЕ квалифицированным специалистом (медицинским статистиком) и хранится в личном деле ребёнка, которое передаётся в то учреждение, куда он направляется. Протоколы помогают учителям заранее познакомиться с особен-ностями личности, качеством знаний, особенностями психофизического разви-тия, которые необходимо учесть с первых дней пребывания ребёнка в саду или школе. Кроме того, протоколы необходимы для фиксирования динамики разви-тия, особенно в тех случаях, когда ребёнок повторно направляется на ПМПК. (Сравнивая полученные данные с протоколом предыдущего обследования, можно судить об изменениях, происшедших за истекший период). Протокол помогает членам ПМПК составить подробное заключение о ребёнке. Он остаётся в личном деле.

На основании данных индивидуального обследования ребёнка каждым специалистом консультации составляется ЗАКЛЮЧЕНИЕ о характере отклоне-ний. Принимается коллегиальное решение о месте дальнейшего коррекционного воспитания и обучения с учётом его психофизических и индивидуальных особенностей. Даются конкретные РЕКОМЕНДАЦИИ.

При решении вопроса о типе образовательного учреждения родители имеют последнее слово: согласно Закону РФ «Об образовании» именно они решают, где будет обучаться их ребёнок. В случае разногласий между желанием родителей и рекомендациями ПМПК необходимо:

― подробно и доступно обрисовать достоинства и недостатки дифферен-цированного и интегрированного обучения при данном отклонении развития и степени его выраженности;

― выяснить возможности семьи в оказании специализированной помощи ребёнку в том случае, если родители настаивают на его обучении в общеобра-зовательной школе;

― дать рекомендации по использованию адекватных мер воспитания и правильному отношению к возможностям ребёнка.

В тех случаях, когда ребёнку рекомендовано продолжить обучение в том же учреждении, его дело возвращается ПМПк, а дубликат заключения передают в архив ПМПК (хранится не менее 10 лет).

Списки обследованных детей и подростков с рекомендациями ПМПК передаются в соответствующие органы народного образования, соцздравообес-печения и др. Родителям (лицам, их заменяющим) выдаётся заключение с соответствующими рекомендациями (без указания диагноза).

Направление детей в специальное учреждение осуществляется органами народного образования на основании рекомендаций ПМПК в строгом соответ-ствии с инструкциями по приёму в каждое специальное учреждение.

Содержание работы ПМПК по комплектованию специальных (коррекцион-ных) учреждений включает в себя медицинское, психолого-педагогическое и логопедическое обследование детей.

МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ включает офтальмологическое, ото-ларингологическое, соматическое, неврологическое и психиатрическое обследо-вания ребёнка. При необходимости проводятся параклинические обследования (РЭГ, ЭхоЭГ, ЭЭГ, аудиография и другие лабораторные исследования). Проводится сбор анамнеза. Все эти исследования ведутся врачами. Ни дефектолог, ни психолог не вправе ими заниматься, но им важно знать, как влияет на развитие детей те или иные неблагоприятные факторы, каковы особенности их психики. Данные из истории развития ребёнка, полученные врачом во время беседы с матерью, а также объективные показатели состояния ребёнка по материалам врачебных заключений помогут выбрать стратегию психолого-педагогического обследования.

В ходе ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ выявляя-ются особенности психического развития ребёнка; выясняется, когда начали формироваться навыки опрятности, самообслуживания, общения с детьми; определяется сотояние моторики, характер игры и др. Обязательным является изучение не только отдельных психических процессов, но и личности в целом. Если дети ещё не учатся в школе, то необходимо определить их готовность к школьному обучению – установить уровень умственного развития, эмоцио-нально-волевой и социальной зрелости. Очень важным является исследование способности регуляции поведения и самоконтроля; не менее важно наличие психологических качеств, необходимых для адаптации в детском коллективе.

В тех случаях, когда дети учатся в школе – устанавливается характер и причины имеющихся у них трудностей в обучении. Показателями обучаемости является способность к обобщённой мыслительной деятельности, гибкость мыслительных процессов, темп усвоения учебного материала и др., а также то, как ребёнок использует помощь. Учитывается характер и мера этой помощи, возможность переноса показанного способа деятельности на аналогичное задание.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ проводит психолог. Он анализирует причины наблюдаемых явлений, даёт прогноз и рекомендации по коррекции психических функций, мотивационно-волевой и эмоционально-личностной сфер. В заключении он указывает комплексный психологический прогноз развития. В случае необходимости проводится нейропсихологическое обследование.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ включает выявление общей осве-домлённости, сформированность учебных навыков, знаний по письму, чтению, математике и т.д. проводит дефектолог. В своём заключении он отражает не только установленный актуальный уровень развития ребёнка, но и подробно указывает необходимые приёмы работы с ним. Его рекомендации полезны и педагогам и родителям.

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ осуществляет логопед (в тех случаях, когда в этом есть необходимость). В содержание логопедического изучения входит обследование артикуляционного аппарата, импрессивной (фонетический слух, понимание слов, простых предложений, логико-граммати-ческих конструкций) и экспрессивной (повторной, номинативной, самостоятель-ной) речи. Исследуется и письменная речь детей, а также речевая память. Логопеду необходимо выявить структуру речевого дефекта и установить уровень речевого недоразвития детей. В задачи логопеда входит: разграничить детей с первичными речевыми нарушениями (и как следствие – с ЗПР) и детей, у которых недоразвитие речи вызвано умственной отсталостью.

Каждый из членов комиссии-консультации имеет свой участок работы, но ЗАКЛЮЧЕНИЕ делается всеми специалистами на основе анализа всех полученных о ребёнке сведений. Важно не только поставить диагноз и написать заключение, но и необходимо обосновать их, выделив основные симптомы указанного состояния. В тех случаях, когда дети направляются в специальную (коррекционную) школу, желательно дать рекомендации для работы с ними.

На базе ПМПК проводятся групповые и индивидуальные занятия с детьми, которые по разным причинам не могут посещать специальные образовательные учреждения. Содержание и методика работы на этих занятиях определяются уровнем психофизического развития детей, их возрастом, поставленными задачами психолого-медико-педагогической коррекционной работы (подготовка к обучению в школе, формирование саморегуляции и т.д.).

В обязанности членов ПМПК входит также пропаганда медицинских, психолого-педагогических, дефектологических знаний среди родителей, педаго-гов, населения, которая должна способствовать профилактике отклонений развития и оказанию своевременной коррекционной помощи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: