Тема 2. Клиническое обследование

1.Педиатрическое обследование.

2. Неврологическое обследование.

3. Психопатологическое обследование.

4. Нейропсихологическое обследование.

5. Оториноларингологическое обследование.

6. Офтальмологическое обследование.

Клиническое обследование (педиатр, психоневролог, психиатр и др.) осуществляется в первую очередь. Это объясняется тем, что предварительные данные о специфике психофизических нарушений ребёнка вытекают из клинически подтверждённого анамнеза, когда клиницист делает первую попытку установить, какого рода факторы привели к нарушению в психофизической сфере.

Клиническое исследование проводится в 2 этапа. На первом этапе с помощью соматического, неврологического и других исследований накапливаются объективные данные о ребёнке. На втором этапе эти данные тщательно анализируются и делается предварительное заключение о своеобразии структуры дефекта ребёнка.

Педиатрическое обследование. Неврологическое обследование. Психопатологическое обследование. Нейрофизиологическое обследование. Современные параклинические методы обследования: компьютерная электоэнцефалография, компьютерная ЭХО-энцефалография, компьютерная реоэнцефалография. Нейропсихологическое обследование (оценка состояния ВПФ). Оториноларингологическое обследование. Офтальмологическое обследование.

Педиатрическое обследование. Выясняется цель посещения, жалобы. Осуществляется сбор анамнеза. Проводится объективное обследование (самочувствие больного, состояние кожи, мышечной, костной, лимфатической систем, собираются антропометрические данные, исследование сердечно-сосудистой системы, желудочно0кишечного тракта, мочевыделительной и эндокринной систем, клинические анализы, их оценки и сопоставление данных анализов с нормой). Составляется заключение по состоянию соматического здоровья ребёнка. Формируются рекомендации и составляется план медицинского сопровождения.

Неврологическое обследование позволяет выявить возможные отклонения со стороны нервной системы органического или функционального характера. Важнейшее значение для выявления поражений имеет анамнез. Неврологическое обследование проводится по общепринятой методике и включает в себя исследование чувствительной, двигательной сфер, вегетативных функций, при необходимости – ряда высших психических функций, таких как гнозис и праксис. При этом уточняется характер, степень поражения и локализация поражения (очаг). Целесообразно проводить дополнительные параклинические обследования детей с церебрастеническим синдромом и другими неврологическими изменениями (регистрацию энцефалограммы, ультразвуковое обследование – эхоэнцефалограмму, осмотр глазного дна, в некоторых случаях – рентгенографию костей черепа, томографию). Подробная схема обследования дана в пособии Психолого-медико-педагогическая консультация: Методические рекомендации / Науч. ред. Л.М. Шипицына. – 2-е изд., доп. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002.

Психопатологическое обследование. Перед врачом-психиатром в ПМПК стоит одна из самых ответственных задач – установление первичного диагноза. Схема обследования: детальное ознакомление с представленной документацией; определяется очерёдность осмотра; проводится беседа с родителями и сбор анамнестических данных; проводится психопатологическое исследование с соотнесением полученных данных с результатами неврологического, психологического, педагогического, логопедического исследований; анализируется психический статус, устанавливается диагноз; заключение; разрабатываются рекомендации и составляется план коррекционных мероприятий.

Нейрофизиологическое обследование позволяет объективно установить дисфункции мозговых структур и органические изменения головного мозга у детей. Задачей исследования являются выявление изменений функциональных взаимоотношений структур мозга. В комплексе с другими методами обследования это позволит создать объективные представления о нейрофизиологических механизмах интеллектуальных и эмоциональных нарушений в развитии ребёнка. Запись ЭЭГ (компьютерная электроэнцефалограмма), ЭХО-граммы (компьютерная ЭХО-энцефалография) и РЭГ (реоэнцефалография) и сопоставление данных этих методик в процессе обследования одного и того же ребёнка способствует уточнению или дифференцированию неврологического диагноза, особенно в тех случаях, когда нет выраженной неврологической симптоматики, имеется лишь рассеянная микросимптоматика или же наблюдаются признаки дизэмбриогенеза; электрофизиологическое исследование также способствует выявлению механизмов развития патологического процесса. Современные параклинические методы обследования подробно описаны в пособииПсихолого-медико-педагогическая консультация: Методические рекомендации / Науч. ред. Л.М. Шипицына. – 2-е изд., доп. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002.

Нейропсихологическое обследование. Для дифференциальной диагностики детей важное знасение имеет оценка состояния высших психических функций путём применения комплекса нейропсихологических методик, предложенных А.Р. Лурия (1962) для исследования аномальных детей. Для оценки особенностей высших психических функций в схему обследования включены тесты на определение доминантности полушарий, особенностей произвольных движений и действий, особенностей зрительного и слухового гнозиса и др. Одним из характерных нарушений является снижение мнестической деятельности, причём как способности запечатления, так и воспроизведения. Поэтому необходимо обследовать состояние памяти (зрительной, слухоречевой, произвольной и непроизвольной), особенности понимания смысла сюжетных картинок, коротких рассказов. Во всех заданиях проводится качественная оценка деятельности, позволяющая судить о роли различных корковых структур левого и правого полушарий в организации той или иной психической функции. При нарушении программы учитывается характер ошибок, количество предъявлений, необходимых для правильного воспроизведения текста, а также адекватность реакции ребёнка и его внимание к выполнению задания. Таким образом, нейропсихологический анализ ВПФ у детей позволяет не только выявить структуру изменений этих функций и нарушение различных отделов мозга, но и при отборе детей в различные типы школ или классы дифференцировать их по группам, а также с учётом этих критериев выбрать индивидуальный подход для психолого-педагогической коррекции детей, что увеличит эффективность их обучения.

Оториноларингологическое обследование. Устанавливается цель посещения, наличие жалоб. Составляется анамнез. Выявляются факторы риска, включающие инфекционные и вирусные заболевания матери в период беременности, сахарный диабет, гипертоническая болезнь, различного вида интоксикации, алкоголизм, травмы матери в период беременности, стремительные или затяжные роды, различные виды хирургического родовспоможения и др. Проводится осмотр оториноларинголога (особое внимание уделяется осмотру носа, носоглотки, уха). Осуществляется исследование слуха, аудиологическое обследование. Выносится заключение. Вырабатываются рекомендации по реабилитации и коррекции слуха.

Офтальмологическое обследование. Проводится сбор анамнеза. Оценивается психофизическое развитие ребёнка, включая внешние корковые функции, совместно с тифлопедагогом и нейрофизиологом. Оцениваются функции зрения, характер зрения. Осуществляется исследование сред и глазного дна в условиях циклоплегии (атропинизация для обследования у детей). Определяется рефракция (субъективная и объективная коррекция). Исследуется зрительная фиксация. Измеряется угол косоглазия. Исследуется поле зрения. Проводится тонометрия ( определение внутриглазного давления). Осуществляется исследование аккомодации (аккомодация - это приспособление глаза к рассматриванию предметов на разных расстояниях, это усиление рефракции глаза при переводе взгляда с более далеких предметов на более близкие). Выносится заключение. Вырабатываются рекомендации по реабилитации и коррекции зрения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: