Тема 7. Тифлопедагогическое обследование

1. Схема тифлопедагогического обследования.

2. Программа обучения пространственной ориентировке.

3. Методические материалы для проведения тифлопедагогического обследования.

4. Образец заключения по результатам обследования ребёнка с нарушением зрения.

При организации обследования тифлопедагогом необходимо помнить, что когда речь идёт о распознавании индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребёнка, диагностика должна исходить из единых подходов как к методам, так и результатам обследования и опираться на единую систему принципов, позволяющих создать индивидуально-ориентированную программу для каждого ребёнка в соответствии с его возможностями и потребностями.

Программа не должна быть статичной. Очень важно как ориентироваться на актуальный уровень развития ребёнка, так иметь в виду перспективный уровень его развития. С этой целью тифлопедагогическое обследование в ПМПК проводится в системе комплексного обследования и опирается на объективное мнение учителей, воспитателей, социальных педагогов и др. специалистов, принимающих участие в воспитании и развитии ребёнка.

Схема тифлопедагогического обследования:

- фамилия, имя, отчество и возраст ребёнка;

- осуществляется зрительный диагноз – острота зрения;

- выясняется причина дефекта и время выявления;

- выясняется положение ребёнка в семье;

- выясняются сопутствующие заболевания;

- исследуется состояние зрительного анализатора;

- устанавливается наличие готовности осязательно-двигательного анализатора;

- выясняется культура осязательного восприятия;

- исследуется способность распознавания предметов различных форм и поверхностей различными частями тела (в соответствии с возрастом);

- исследуется готовность слухового анализатора к пространственно-различительной деятельности;

- исследуется обонятельная чувствительность;

- выясняется уровень развития двигательной сферы;

- устанавливается наличие пространственных представлений;

- устанавливается наличие временных представлений;

- исследуются психические процессы;

- исследуется предметное представление;

- анализируется изобразительная деятельность в соответствии с возрастными возможностями;

- исследуются личностные качества;

- составляется заключение;

- формулируются рекомендации, результаты заносятся в таблицу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: