1. Схема тифлопедагогического обследования.
2. Программа обучения пространственной ориентировке.
3. Методические материалы для проведения тифлопедагогического обследования.
4. Образец заключения по результатам обследования ребёнка с нарушением зрения.
При организации обследования тифлопедагогом необходимо помнить, что когда речь идёт о распознавании индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребёнка, диагностика должна исходить из единых подходов как к методам, так и результатам обследования и опираться на единую систему принципов, позволяющих создать индивидуально-ориентированную программу для каждого ребёнка в соответствии с его возможностями и потребностями.
Программа не должна быть статичной. Очень важно как ориентироваться на актуальный уровень развития ребёнка, так иметь в виду перспективный уровень его развития. С этой целью тифлопедагогическое обследование в ПМПК проводится в системе комплексного обследования и опирается на объективное мнение учителей, воспитателей, социальных педагогов и др. специалистов, принимающих участие в воспитании и развитии ребёнка.
|
|
Схема тифлопедагогического обследования:
- фамилия, имя, отчество и возраст ребёнка;
- осуществляется зрительный диагноз – острота зрения;
- выясняется причина дефекта и время выявления;
- выясняется положение ребёнка в семье;
- выясняются сопутствующие заболевания;
- исследуется состояние зрительного анализатора;
- устанавливается наличие готовности осязательно-двигательного анализатора;
- выясняется культура осязательного восприятия;
- исследуется способность распознавания предметов различных форм и поверхностей различными частями тела (в соответствии с возрастом);
- исследуется готовность слухового анализатора к пространственно-различительной деятельности;
- исследуется обонятельная чувствительность;
- выясняется уровень развития двигательной сферы;
- устанавливается наличие пространственных представлений;
- устанавливается наличие временных представлений;
- исследуются психические процессы;
- исследуется предметное представление;
- анализируется изобразительная деятельность в соответствии с возрастными возможностями;
- исследуются личностные качества;
- составляется заключение;
- формулируются рекомендации, результаты заносятся в таблицу.