Тема 4. Педагогическое обследование

1.Основные методы обследования.

2. Схема педагогического обследования.

3. Образец педагогического заключения.

Педагогическое исследование детей в целях диагностики педагогической запущенности, пограничных состояний и задержек психического развития должно включать в себя задания на определение готовности к обучению, развитие школьно значимых функций, познавательной деятельности и интеллекта.

На различных этапах педагогического обследования используются различные методы изучения произвольной деятельности и личностных особенностей ребёнка: беседа; обучающий эксперимент; наблюдение; изучение документации и письменных работ детей.

Знакомство с проблемой ребёнка начинается с изучения документации. Далее – предварительная беседа с родителями (условия жизни ребёнка, особенности его развития, состав семьи, профессии родителей, а также школьный анамнез). Непосредственное общение с ребёнком. Исследование состояния школьных навыков. Обучающий эксперимент.

Изучение документации. Педагог-дефектолог знакомиться со школьной характеристикой, медицинскими сведениями, записями специалистов ПМПК, если ребёнок уже проходил обследование, изучает его письменные работы.

Предварительная беседа – выясняются условия жизни ребёнка, особенности его развития, состав семьи, профессии родителей, а также школьный анамнез: с какого возраста началось обучение в школе, по каким программам обучался ребёнок, дублировал ли классы, какие предметы вызывают особенные трудности, круг интересов ребёнка вне школы. Подобную беседу целесообразно проводить в отсутствии ребёнка. Для более подробного изучения условий жизни ребёнка и оценки уровня его развития родителям предлагается заполнить анкету.

Непосредственное общение с ребёнком начинается с установления психологического контакта. Для поддержания интереса и работоспособности многие задания предлагаются в игровой и занимательной форме. В случае затруднений педагог оказывает разную степень помощи, при этом каждый удачный ответ подкрепляется похвалой и одобрением. Беседа строится с соблюдением основных дидактических принципов: постепенность усложнения, чёткость формулировок. Содержание предварительной беседы: знания о себе, семье, близких; ориентировка в пространстве; ориентировка во времени; знание о явлениях природы; общий кругозор; умение сравнивать предметы, устанавливать причинно-следственные связи, знание родовых понятий; отношение к учёбе, познавательные интересы, нравится ли ходить в школу и хочется ли учиться.

Исследование состояния школьных навыков позволяет изучить ребёнка в процессе деятельности. Педагог, наблюдая работу ребёнка над заданием, может составить мнение не только о состоянии его навыков, но и о способности воспринимать помощь, действовать в аналогичной ситуации, об отношении ребёнка к результатам деятельности.

Обучающий эксперимент позволяет определить этап в возникновении трудностей, степень и характер необходимой помощи, выявить компенсаторные возможности и наметить пути коррекции. При отборе учебного материала для проведения обучающего эксперимента необходимо выявить уровень знаний т наметить индивидуальный план обучения. Анализ результатов обучающего эксперимента позволяет выявить сохранные психические функции ребёнка, его компенсаторные возможности, наметить пути коррекционной работы и условия, наиболее благоприятные для их реализации.

Схема педагогического обследования: знакомство с документацией; беседа с родителями или лицами, их заменяющими, по выявлению причины обращения в консультацию; устанавливается сформированность временных и пространственных представлений; определяется сформированность обобщающих понятий, уровень обобщения и характер выбора связей, нахождение различий и сходств в операциях сравнения; осуществляется подбор простых и сложных аналогий (конкретные и логические ассоциации), подбор антонимов; устанавливается понимание смысла сюжетных картин, рассказа, определение логической последовательности, причинно-следственных связей в серии сюжетных картинок; выясняется понимание логико-грамматических конструкций; понимание переносного смысла метафор и пословиц; проводится обследование знаний, умений и навыков по программе детского учреждения; устанавливаются знания по математике; определяется осведомлённость по предмету «Русский язык»; исследуется способность к чтению; в заключение проводится беседа с родителями или лицами, их заменяющими, даются методические рекомендации по обучению, воспитанию и коррекции; оформляется запись в медицинской карте и в протоколе ПМПК.

Методические материалы для проведения педагогического обследования и образец заключения по результатам педагогического обследования -впособииПсихолого-медико-педагогическая консультация: Методические рекомендации / Науч. ред. Л.М. Шипицына. – 2-е изд., доп. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: