Цель: Создать у студентов системные представления о сущности логопедического обследования, его задачах, направлениях, этапах, принципах построения. Обучить умению заполнять и анализировать речевые карты, подбирать диагностический (речевой и дидактический) материал для обследования, моделировать схемы обследования речи детей с дислалией, обобщать результаты и формулировать логопедические заключения.
План:
1. Обзор методических пособий по обследованию звукопроизношения. Принципы логопедического обследования.
2. Этапы логопедического обследования.
3. Структура речевой карты и требования к ее заполнению.
4. Формулировка логопедического заключения.
Контрольные вопросы:
1) Назовите принципы обследования речи детей. Как они реализуются при обследовании состояния звукопроизношения?
2) В каких случаях нарушения звукопроизношения необходима проверка состояния тонального (физического) и фонематического слуха?
3) Объясните, почему при обследовании произношения необходимо обращать внимание на состояние артикуляционного аппарата. Подтвердите это положение примерами.
4) Раскройте методику обследования произношения звуков речи у ребенка (какой материал подбирается для обследования, в какой последовательности оно проводится, как записываются результаты проведенного обследования, какие требования предъявляются к формулировке логопедического заключения).
Практическое задание:
Оформить альбом для обследования состояния звукопроизношения у детей: с этой целью подобрать картинки на все звуки и наклеить их в альбом.
На каждый звук подберите не менее 9 картинок (3 картинки, где звук стоит в начале слова; 3 - в середине слова; 3 - в конце слова).
Для исследования правильности произношения звуков в предложении подобрать соответствующие фразы, насыщенные искомым звуком. Оформите их в альбом. Можно подобрать сюжетные картинки.
Методические указания и дополнительный материал к работе:
Подготовку к данной теме следует начинать со знакомства с существующими методическими пособиями по обследованию состояния звукопроизношения у детей.
В настоящее время отработаны приемы выявления неправильного звукопроизношения с учетом принципов деятельностного и индивидуального подхода, системного анализа речевых нарушений, что отражено в современной литературе.
Одна из первых методик обследования звукопроизношения была разработана М.Е. Хватцевым. Основополагающие принципы обследования речи детей, в том числе и звукопроизношения, были.разработаны в Институте коррекционной педагогики РАО сотрудниками лаборатории логопедии под руководством Р.Е. Левиной.
На современном этапе развития логопедии как науки существует большое многообразие технологий обследования речи детей, включающих раздел «Обследование состояния звукопроизношения». Авторами разработаны наборы дидактического и наглядного материала по процедуре обследования.
Г.В. Чиркиной и Т.Б. Филичевой (1991) выделены следующие этапы логопедического обследования детей дошкольного возраста:
1) ориентировочный этап, на котором проводится опрос родителей, изучение специальной документации, беседа с ребенком;
2) дифференцировочный этап, включающий обследование
когнитивных и сенсорных процессов с целью отграничения детей с первичной речевой патологией от сходных состояний, обусловленных нарушением слуха или интеллекта;
3) обследование всех компонентов языковой системы, включая звукопроизношение и фонематические процессы;
4) заключительный (уточняющий) этап, включающий динамическое наблюдение за ребенком в условиях специального
обучения и воспитания.
При работе над третьим пунктом плана обратите внимание на то, что результаты обследования произношения заносятся в Речевую карту, которая состоит из следующих основных блоков:
1. Паспортные данные.
2. Анамнез.
3. Данные объективного обследования специалистов.
4. Состояние когнитивных и сенсорных процессов.
5. Состояние моторики.
6. Строение и подвижность органов артикуляции.
7. Произносительная сторона речи.
8. Состояние фонематических процессов.
9. Результаты обследования лексико-грамматического строя речи.
10. Состояние письма и чтения (для детей школьного возраста).
11. Проявления заикания (для заикающихся детей).
12. Логопедическое заключение.
13. План коррекционной работы.
14. Результаты исправления речи.
При логопедическом обследовании детей с дислалией необходимо тщательно исследовать строение и подвижность органов артикуляции, состояние фонематических процессов и произносительной стороны речи, включающей общее звучание речи (темп, ритм, голос, тембр, дыхание, паузацию, дикцию) и звукопроизношение.
В первую очередь логопеду следует охарактеризовать особенности и дефекты анатомического характера.
Обследование двигательных функций артикуляционного аппарата следует проводить путем многократного повторения требуемого движения для выявления малозаметных, негрубых нарушений. При этом отмечается качественная сторона каждого движения, его темп, объем, плавность.
Затем проводят тщательную проверку изолированного произношения звуков, после чего исследуют произношение звуков в словах и предложениях.
При заполнении в Речевой карте блока «Обследование произносительной стороны речи» используются следующие условные обозначения (табл. 5).
Таблица 5
Условные обозначения неправильного произношения звуков детьми
Форма нарушения звукопроизношения | Условные обозначения | Примеры | Состояние фонематических процессов |
Отсутствие звука | [р]-0 | N | |
отс (отсутствует) | [л] — отс | ||
м/з (межзубный) | [с] — м/з | ||
бок (боковой) | [л] — бок | ||
Искажение звука | горл (горловой); | [р] — горл | N |
нос(носовой) | [л] — нос | ||
вел (велярный) | [р] — вел | ||
увул (увулярный) | [р'] — увул и т.д | ||
[з] => [c] | |||
Замена звука | => | страдает | |
[р] => [л] | |||
Смешение звуков | ó | [p] ó [л] | страдает |
Перед обследованием восприятия речевых звуков на слух необходимо ознакомиться с результатами исследования физического слуха ребенка. Наличие нормальной остроты слуха является главнейшим условием формирования фонематического восприятия.
Необходимо также отделять вторичные проявления фонематического недоразвития при наличии дефектов в области артикуляционного аппарата от тех случаев, когда недостатки фонематического восприятия составляют основную причину отклонений в усвоении звуковой стороны речи.
С целью выявления состояния фонематического восприятия обычно используют приемы, направленные на:
* узнавание, различение и сравнение простых фраз;
* выделение и запоминание определенных слов в ряду других (сходных и различных по звуковому составу);
* различение отдельных звуков в ряду звуков, затем – в слогах и словах (сходных и различных по звуковому составу);
* запоминание слоговых рядов, состоящих из 2-4-х элементов (с изменением одной гласной или с изменением согласной);
* запоминание звуковых рядов.
В итоге обследования звуковой стороны речи и сопоставления с данными обследования других ее сторон у логопеда должно сложиться четкое представление о том, являются ли выявленные дефекты звукопроизношения самостоятельным видом речевого нарушения или они входят в структуру ОНР в качестве одного из его компонентов. В структуре речевого дефекта выделяется первичное, ведущее нарушение (ядро) и вторичные дефекты, которые находятся в причинно-следственных отношениях с первыми, а также системные последствия. Различная структура речевого дефекта находит свое отражение в определенном соотношении первичных и вторичных симптомов, что во многом определяет специфику целенаправленного логопедического воздействия.
В логопедическом заключении следует отметить:
1. Механизм и форму речевого нарушения, (например, дислалия функциональная: моторная, сенсорная, сенсо-моторная; дислалия органическая (механическая);
2. Речевую симптоматику, (нарушения звукопроизношения по проявлению например,: сигматизм (губно-зубной, призубный, межзубный, боковой, носовой, свистящий, шипящий); ламбдацизм (отсутствие звуков [Л], [Л']
или их искажения) и другие.
3. Состояние неречевых психических функций: слухового восприятия, внимания и памяти; зрительного восприятия, внимания и памяти; психомоторики, оптико-пространственных представлений, невербального интеллекта, эмоционально-волевой сферы, особенностей поведения, игровой активности (у дошкольников).
4. Объем нарушения.
Формулировки многоуровневого логопедического заключения могут быть следующие.
Дислалия:
♦ функциональная моторная дислалия, недоразвитие фонетической стороны речи (ФНР): призубный сигматизм свистящих и шипящих звуков, параламбдацизм ([Л] — [У]); нарушение полиморфное. Нарушения пальчиковой
и мимической моторики;
♦ функциональная сенсомоторная дислалия, фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН): преимущественное недоразвитие фонематической системы — анализа, синтеза и фонематических представлений; губно-зубной сигматизм шипящих звуков, замена заднеязычных звуков [К], [Г] на переднеязычные [Т], [Д]; нарушение полиморфное. Нарушения слухового внимания, тонкой произвольной моторики (пальчиковой, мимической);
♦ органическая (механическая) дислалия, фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН): сигматизм шипящих звуков (отсутствие), ротацизм (отсутствие звука [Р]), нарушение дифференциации свистящих и шипящих звуков; нарушение полиморфное. Недоразвитие всех видов моторики (можно уточнить: общей, ручной, пальчиковой, мимической, артикуляционной).
Литература:
1. Волкова Г.А. Методика психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – СПб, 2004.
2. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. - М.,1998.
3. Методы обследования речи детей. /Под общ. ред. Г. В. Чиркиной. - М., 2003.
4. Правдина О.В. Логопедия.- М.,1973.
5. Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии. - М.,1989.
6. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Организация логопедической работы в специальном детском саду.- М.,1985.