Рассмотрим схему

Эта статья — одна из глав книги, которая готовится к печати в издательстве «АРКТИ»

Деятельность психолога в образовательном учреждении может иметь, по крайней мере, два режима.
Первый режим — это работа психолога в рамках школьного консилиума (психолого-медико-педагогической консультации и т.п.). Под консилиумом мы понимаем постоянно действующий, скоординированный, объединенный общими целями коллектив специалистов, реализующий ту или иную стратегию сопровождения ребенка. В подобном коллективе необходимы: понимание всеми специалистами стратегии и задач развивающей и коррекционной работы, четкая согласованность действий.
Второй режим — это непосредственная работа психолога образования как с педагогами, так и с родителями проблемных детей. Этому виду деятельности психолога посвящено достаточно много работ.
В наиболее общем виде схема деятельности консилиума приведена на схеме (см. схему). Предлагаемый подход ориентирован на работу с детьми, имеющими либо трудности в обучении, либо различные формы неадекватного поведения. Как уже указывалось в наших предыдущих статьях, таких детей можно охарактеризовать как детей с отклоняющимся развитием. Последнее подразумевает несоответствие каких-либо характеристик развития, обучения и поведения ребенка социально-психологическим нормативам.
В реальной практике возможны некоторые отклонения от предлагаемой стратегии работы, обусловленные региональными, этническими и социокультурными особенностями семей.

ПЛАНОВЫЕ И ВНЕПЛАНОВЫЕ КОНСИЛИУМЫ

Консилиумы бывают плановыми и внеплановыми

Плановый консилиум решает следующие задачи:

· определение путей психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка;

· выработка согласованных решений по определению образовательного и коррекционно-развивающего маршрута;

· динамическая оценка состояния ребенка и коррекция ранее намеченной программы;

· решение вопроса об изменении образовательного маршрута, коррекционно-развивающей работы при завершении обучения (учебного года).

Как правило, плановые консилиумы проводятся один раз в полгода.
Внеплановые консилиумы собираются по запросу специалиста, педагога или воспитателя.
В задачи внепланового консилиума входят:

· принятие каких-либо экстренных мер по выявившимся обстоятельствам;

· изменение направления коррекционно-развивающей работы в изменившейся ситуации или в случае ее неэффективности;

· изменение образовательного маршрута (в рамках данного образовательного учреждения или подбор иного типа учебного заведения).

РАССМОТРИМ СХЕМУ

В работе консилиума можно выделить ряд последовательных этапов, закономерно вытекающих один из другого.
Диагностика и обследование ребенка начинается либо с запроса родителей (лиц, их замещающих), либо с запроса учителя, воспитателя, администрации образовательного учреждения с согласия родителей. Последнее должно быть документально зарегистрировано в карте развития или в каком-либо другом документе, заводимом на ребенка в образовательном учреждении.
Запросы и жалобы родителей или специалистов, контактирующих с ребенком, проанализированы в ряде пособий. Мы на этом вопросе подробно останавливаться не будем, отметим только, что желательно, чтобы описание проблем или жалоб происходило заранее, например, при записи ребенка на консультацию. Это можно рассматривать как предварительный этап сопровождения ребенка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: