Двигательные ощущения

Многие дети с нарушением слуха отстают по развитию движений с рождения. Трудности сохранения статичного и динамичного равновесия, неточность координации, неуверенность движений, низкий уровень развития пространственной ориентировки. У большинства детей имеется отставание в развитии мелких движений пальцев рук, артикуляционного аппарата.

Потеря слуха создает солжные условия для развития двигательной чувствительности. Отсутствие слухового контроля приводит к трудностям формирования плавных и размеренных движений. Компенсация слухового контроля может происходить за счет увеличения роли зрительного, тактильно – вибрационного и двигательного восприятий. Болшое значение имеет развитие кинестетического контроля за качеством движений.. Двигательные ощущения являются средством самоконтроля за произношением, т.к. при исправлении неправильного произношения глухой может опираться только на те ощущения, которые получает от движений артикуляционного аппарата.

Кожные ощущения и восприятия возникают при контакте предмета с кожей (тактильные, вибрационные, температурные, болевые), среди них наибольшее значение приобретает вибрационные. Колебания вибрирующих предметов распространяются в предметной среде и передаются через твердые тела и жидкость., эти ощущения дают знать о явлениях, удаленных от человека. Требуется специальное обучение детей с нарушением слуха использованию вибрационной чувствительности., так, детей знакомят с вибрирующими предметами и учат локализовать источник вибрации в пространстве.. В овладении словесной речью вибрации, возникающие при произнесении слов

улавливаются ребенком при поднесении ладони ко рту, при использовании технических средств, включающих вибратор.

Осязание.

У детей с нарушением слуха – значительное отставание в развитии осязания. Объемные предметы по осязанию легче распознаются, чем плоскостные, глухие не ищут при обследовании дополнительные специфические признаки объекта. На развитии осязания сказывается недостаточное развитие мышления и речи.

Таким образом, наблюдается асинхрония развития видов восприятия: разная степень недоразвития одних систем (двигательная чувствительность, осязание) при более высоком уровне других (зрительное, вибрационная чувствительность).

Внимание..

Основная нагрузка по переработке поступающей информации ложится на зрительный анализатор (восприятие речи через считывание с губ) Глухие дети трудно переключают внимание, отсюда больше времени затрачивается на обработку, что вызывает ошибки. Дети быстро утомляются, наблюдается усиление неустойчивости внимания. Легче идет различение фигурного материала, чем букв. Следует учитывать своеобразие восприятия устной речи – постоянная фиксация внимания на лице и губах, что требует сосредоточенности.

Для привлечения непроизвольного внимания рекомендуют использовать рисунки, фото, яркие иллюстрации, произвольного – схемы, таблицы. В дошкольном возрасте нужно дозировать речевую нагрузку, автоматизировать навык считывания с губ, для привлечения внимания использовать тактильно – вибрационную чувствительность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: