Характеристика основных типов партийных систем

Политические партии, действующие в пределах определенной страны и политической системы, вместе составляют единое целое, именуемой партийной системой. Существование в демократическом обществе определенного количества различающихся по своим целям и характеру политических партий неизбежно, так как и поныне в нем существуют необходимость отстаивать разнообразные интересы различных социальных групп, социальные конфликты, противостояние между различными социальными силами и идеологиями (левосоциалистической и либеральной, общегосударственной и национал-сепаратистской, и т.д.). Российский политолог Г.В.Голосов среди причин образования партийных систем, состоящих из различающихся по своему характеру и направленности партий, в частности, называет, такие исторически сложившиеся в западном обществе конфликты:

1) Центр (столица) против периферии (провинции) - в противостоянии центральной власти появляются региональные и национал - сепаратистские партии (например, выступающие за независимость Квебекская партия в Канаде, Шотландская националистическая партия в Великобритании);

2) Государство против церкви, ее претензий, прав и привилегий - например, действующие в странах партии религиозной (например, христианские демократы в Германии и Италии) и антиклерикальной (Радикальная партия во Франции) направленности;

3) Город против села с его особыми интересами и укладом жизни - крестьянские партии, деятельность которых направлена против экспансии, экономической городской буржуазии, распространения городской культуры и претензий горожан на политическое и моральное превосходство;

4) Собственники против рабочих - таким образом возникают многочисленные рабочие партии, отстаивающие интересы лиц наемного труда.

Что же касается типологии партийных систем, то в современной политической науки выделяется достаточно большое количество их видов. Например, такие западные политологи, как М.Дюверже, Л.Эпштейн и А.Холокомб соответственно выделяют однопартийные, двухпартийные и многопартийные системы. Другие исследователи (Ж.Лапаломбара и М.Вейнер) делят их на соперничающие и несоперничающие (в зависимости от того, существует ли между партиями равноправная конкуренция или нет).

Обобщив существующие в современной политической науке и известные нам классификации партийных систем, в зависимости от того, сколько партий реально и эффективно влияют на политическую жизнь общества, их соответственно можно подразделить на:

1) Однопартийные - т.е. системы с единственной правящей партией, которые сегодня существуют при тоталитарных (КНДР, Куба), авторитарных либо переходных (Китай, Сингапур, многие другие страны Азии и Африки) режимах;

2) Квазимногопартийная система - при ней существует одна реально правящая партия, под контролем которой для видимости многопартийности создаются и действуют разного рода «карманные партии» (Польша и ГДР эпохи социализма);

3) С одной доминирующей партией - в такой системе могут существовать и претендовать на власть достаточно большое количество политических партий, при этом в течение десятилетий у власти в стране может бессменно находится одна и та же наиболее влиятельная и популярная партия, долгое время не имеющая серьезных конкурентов (например, Социал-демократическая партия Швеции, Либерально - демократическая партия Японии, Институционально - революционная партия Мексики, и др.);

4) Двухпартийная система - имеет место, когда при наличии в стране большого количества партий общенациональной поддержкой пользуются и реально претендуют на власть две наиболее влиятельные, поочередно сменяющие друг друга у руля государственного управления партии (например, Лейбористская и Консервативная (тори) партии в Великобритании, Республиканская и Демократическая партии в США);

5) Система “двух с половиной партий”, при которой в масштабах страны действуют и реально претендуют на власть две примерно равные по силам и популярности партии (70 - 80 % поддержки), и независимо от них действует гораздо менее влиятельная третья. При этом победу в споре за власть одерживает та одна из двух “сильных” партий, которой удается привлечь на свою сторону (в коалицию) более слабую третью. Яркий пример - ФРГ, где регулярно соперничающие в борьбе за большинство в парламенте и право формировать правительство социал-демократы (СДПГ) и демохристиане (ХДС / ХСС) одинаково стремятся получить поддержку менее сильных Свободной демократической партии (СвДП) либо партии “ зеленых ”;

6) Упорядоченная многопартийная система, для которой свойственны наличие ограниченного числа (обычно не более четырех - пяти) влиятельных политических партий, которые способны достичь соглашения между собой и сформировать устойчивое правительство (Бельгия, Нидерланды);

7) Беспорядочная многопартийная система существует, когда в стране существует более пяти примерно равных по силе политических партий, которые находятся в состоянии острой конфронтации между собой, неспособны прийти к долговременному соглашению и совместно сформировать и длительное время поддерживать коалиционное правительство (яркий пример тому - Италия, где лидеры представленных в парламенте многочисленных партий не в состоянии на долгое время договориться о создании правительства, и поэтому кабинеты министров могут меняться несколько раз в год).

Партийная система любого общества призвана выполнять в нем определенные функции, регулируя политическую жизнь общества и обеспечивая нормальное протекание политического процесса. Политологи обычно выделяют у них три таких функции:

1) Укрепление и стабилизация существующего политического режима - определенная партия, получив на президентских или парламентских выборах поддержку граждан и участвуя благодаря этому в формировании органов власти, как бы переносит эту поддержку граждан на отдельные институты и политический режим в целом - им нет смысла бунтовать и требовать их свержения системы, если в них работают представляющие их интересы люди;

2) Функция политической смены проявляется в том, что победа на выборах определенной партии или ее представителей приводит к тому, что они получают возможность формировать политическую элиту и государственное руководство, замещая представителей партии, лишившейся поддержки избирателей;

3) Трибунная функция партийной системы проявляется в том, что действующие в ней оппозиционные партии выражают недовольство и интересы тех социальных слоев, которые не представлены правящей партией. Тем самым они смягчают неприятие оппозиционно настроенными гражданами существующего режима и политики, ставят политический протест в определенные рамки. Такую функцию в современной России, например, выполняют имеющие большинство в нижней палате парламента КПРФ и связанные с ней фракции левого и левоцентристского толка, своей критикой политики Президента и правительства РФ, помогающие политической системе “выпускать пар” и сдерживать социальное недовольство, не допуская социального взрыва.

При этом следует помнить, что осуществлять подобную трибунную функцию политические партии могут лишь при соблюдении следующих условий:

1) Способность оппозиционной партии контролировать действия представляемой ею социальной группы - в современной России это выливается в вопрос о том, в состоянии ли КПРФ и левые силы контролировать и направлять протестные действия ущемленных социальных групп (безработных, военных, врачей, учителей, пенсионеров, и т.д.);

2) Легитимность (т.е. законность существования) оппозиционной партии в глазах правящего режима, что позволяет ей выступать с требованиями от имени ущемленных слоев (вспомним, что деятельность главной оппозиционной партии современной России - КПРФ - была приостановлена в период с августа 1991 г. по октябрь 1992 г., а также некоторое время после сентябрьско - октябрьских событий 1993 г.);

3) Отказ оппозиции от революционных целей и насильственного свержения существующего режима (в современной России принявшая это условие КПРФ превратилась во влиятельную политическую силу, а влияние не отказавшейся от радикальных целей и методов РКРП намного слабее).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: