Феномен социальных сетей или Веб 2.0, возникщийся в 2000— 2001 гг., часто представляют как некую платформу, поддерживающую определенную архитектуру взаимодействия, строящегося на. принципах демократии. Если в Веб 1.0 определяющим являлись технологии, то в Веб 2.0 определяющим фактором является чело- век, его социальные коммуникации и личные предпочтения. В от- личие от Интернета первого поколения, который представлял собой среду для получения информации, Веб 2.0 представляет собой платформу для социального взаимодействия. Именно благодаря внедрению инноваций в области программного обеспечения стало возможным перенести акцент с компьютерных и медийных технологий на общение и сотрудничество.
Сам термин «Веб 2.0» появился в 2004 г. благодаря Дейлу Дагер- ти, а широкое распространение он получил после публикации статьи Тима О'Рейли «What Is Web 2.0» от 30 сентября 2005 г. [O'Reilly, 2005J. Создание концепции Веб 2.0 прежде всего опиралось на конкретные примеры сайтов, которые авторами интуитивно воспринимались как носители принципиально новых решений, а уже затем были выделены их общие структурные признаки. В этой статье Тим О'Рейли связывает появление большого числа сайтов, объединенных некоторыми общими принципами, с единой тенденцией раз- вития интернет-сообщества, и называет это явление Веб 2.0, или Интернет второго поколения, в противовес Интернету первого поколения — Веб 1.0.
В отличие от первого поколения сервисов, в которых между авторами и читателями существовала четкая граница и для создания., которых требовались специальные технические знания, Веб 2.0 представляет собой не «место в Интернете, а платформу социального взаимодействия» [Lee, Berry, 2006: 20], которая позволяет пользователям совместно создавать и редактировать контент, обмениваться информацией и артефактами, хранить ссылки и мультимедийные документы. Основная идея Веб 2.0 — упрощение методов
1, Что такое Интернет второго поколения?
самовыражения. Согласно Стиву Ли [Lee, Berry, 2006: 20], появление технологий Веб 2.0 позволило «переместить акцент с технологий и медиа на общение и сотрудничество, что само по себе и является целью образования».
По мнению самого О'Рейли, Веб 2.0 не имеет четких границ. В сущности, это означает, что дать совершенно четкое и ясное определение понятию едва ли возможно, поскольку сам создатель термина и идеи не считает нужным определять его границы. Веб 2.0 — это глобальная концепция, созданная в противовес старому Веб 1.0, для обозначения некой единой тенденции развития интернет-сообщества и определенных общих принципов построения некоторых сайтов.
Однако, несмотря на то что в данный момент не существует четкого определения термина Веб 2.0, специалисты выделяют несколько основных характеристик Веб 2.0 [Патаракин, 2007]. Это, во-первых, концепция «сети как платформы», подразумевающая создание таких приложений, которые можно было бы использовать непосредственно через веб-браузер. Во-вторых, использование принципов демократии и соучастия пользователей приложения в его дальнейшем развитии, или, как выразился Тим О'Рейли, «усиление веб-технологий за счет коллективного разума» (harnessing collective intelligence) [O'Reilly, 2005]. В-третьих, социально-сетевая составляющая, выражающаяся в создании так называемых «социальных сетей», позволяющих пользователям этих сетей легко общаться и обмениваться любой информацией. Таким образом, в отличие от Веб 1.0, структура которого представляла собой множество отдельных, взаимно не связанных сайтов, Веб 2.0 ориентируется на организацию социальных сетей, представляющих собой взаимосвязанные блоги.
В связи с новым восприятием и применением Интернета Веб 2.0 знаменует собой смещение трех границ— пользователь ↔ автор, местный ↔ удалённый, частное ↔ публичное/ [Kerres, Nattland, 2007]. Если в Веб 1.0 пользователь мог только потреблять информацию, выставленную автором веб-сайта, то благодаря технологиям Веб 2.0 пользователь может стать соавтором, а значит, вносить изменения, исправления, давать оценку коммерческим продуктам; задавать вопросы и получать ответы от профессионалов. Тем самым получается, что этот создаваемый пользователями контент (user-generated content) становится важным каналом социальной коммуникации, постепенно приобретающим все большее значение.
Технологии Веб 2.0 позволяют хранить личные данные на специально для этого предназначенных интернет-сервисах, что обеспечивает их доступность, а также способствует увеличению безо-
пасности за счет хранения резервных копий с важной информацией на удаленных серверах. Смещение границ «частное ↔ публичное» всторону последнего является, пожалуй, одной из амбивалентных характеристик Веб 2.0. С одной стороны, технологии Веб 2.0 позволяют человеку обрести свою читательскую аудиторию и самовыразиться, с другой стороны, любые высказывания и поведенческие реакции, связи и знакомства не могут быть удалены и остаются ключом к его частной жизни.
Кроме того, Веб 2.0. представляет собой непрерывно растущий арсенал прикладных программ для получения и обработки информации, что коренным образом меняет способ организации исследовательской деятельности. Соломон Г. и Шрум Л. представили способы организации исследовательской деятельности в условиях существования интернет-сервисов первого и второго поколений [Solomon, Schrum, 2007:22].
Таблица 1
Сравнение способов организации исследовательской деятельности в условиях Веб 1.0. и Веб 2.0 [Solomon, Schrum, 2007:22]
Веб1.0. | Веб 2.0. |
Требуется установка на компьютер специального программного обеспечения (application based) | Сервисы доступны через Интернет (Web based) |
Изолированно | Совместно |
В режиме офлайн | В режиме онлайн |
Лицензионное программное обеспечение | Бесплатные программы |
Автор один | Авторов много, совместное творчество |
Запатентованное программное обеспечение (proprietary code) | Свободное программное обеспечение (open source) ° |
Материал, охраняемый авторским правом (copyrighted content) | Материал коллективного пользования (shared content) |
Сервисы Веб 2.0 поддерживают самопроизвольный путь развития сообществ — они не создаются по указанию сверху, а возникают снизу вверх благодаря усилиям множества формально независимых участников [Патаракин, 2007]. Данные сервисы позволяют:
• записывать мысли, делать заметки и аннотировать сообще
ния в блогах (Www.blogger.com, www.livejournal.com);
• создавать и хранить коллекции закладок, к которым можно
получить доступ с любого компьютера (http://del.icio.us, http://
www.furl.com, http://www.BobrDobr.ru);
Глава i
2. Технологические характеристики Веб 2.0
• создавать энциклопедии коллективного авторства на базе
технологии вики-вики, благодаря которой возможность ре
дактирования любой записи предоставлена каждому из чле
нов сетевого сообщества (http://www.wikipedia.org, http://www.
wikispaces.org);
• размещать фотографии и видеозаписи, а также обсуждать и
просматривать их (http://www.flickr.com, http://www.bubble-
share.com, http://youtube.com, http://rutube.ru, http://teachertube.
com);
• размещать текстовые документы, слайды (http://scribd.com,
http://slideshare.net);
• записывать звуковые файлы (подкастинг), хранить их (http://
podomatic.com);
• создавать виртуальную личность (http://odnoklassniki.ru,
http://elgg.net, http://ning.com, http://www.facebook.com, http://
www.myspace.com, http://www.linkedin.com,);
• моделировать социальное присутствие с помощью виртуаль
ных миров (http://www.secondlife.com);
• компилировать на одной странице информации из различных
интернет-сервисов при помощи технологии веб-синдикации
RSS (www.pageflakes.com);
• создавать карты с помощью географических сервисов (http://
maps.google.com);
• создавать и редактировать текстовые документы (http://docs.
google.com) и диаграммы (http://www.gliffy.com);
• обмениваться сообщениями (электронные RSS-рассылки,
Skype);
• создавать мэшапы – приложения, комбинирующие в себе
контент из различных источников.
Основной набор социальных сервисов Веб 2.0 с помощью программы Free Mind1 — бесплатной программы для создания карт знаний — можно представить в следующем виде (см. рис. 1).