Что такое Интернет второго поколения?

Феномен социальных сетей или Веб 2.0, возникщийся в 2000— 2001 гг., часто представляют как некую платформу, поддерживаю­щую определенную архитектуру взаимодействия, строящегося на. принципах демократии. Если в Веб 1.0 определяющим являлись технологии, то в Веб 2.0 определяющим фактором является чело- век, его социальные коммуникации и личные предпочтения. В от- личие от Интернета первого поколения, который представлял собой среду для получения информации, Веб 2.0 представляет собой платформу для социального взаимодействия. Именно благодаря внедрению инноваций в области программного обеспечения стало возможным перенести акцент с компьютерных и медийных техно­логий на общение и сотрудничество.

Сам термин «Веб 2.0» появился в 2004 г. благодаря Дейлу Дагер- ти, а широкое распространение он получил после публикации ста­тьи Тима О'Рейли «What Is Web 2.0» от 30 сентября 2005 г. [O'Reilly, 2005J. Создание концепции Веб 2.0 прежде всего опиралось на кон­кретные примеры сайтов, которые авторами интуитивно восприни­мались как носители принципиально новых решений, а уже затем были выделены их общие структурные признаки. В этой статье Тим О'Рейли связывает появление большого числа сайтов, объединен­ных некоторыми общими принципами, с единой тенденцией раз- вития интернет-сообщества, и называет это явление Веб 2.0, или Интернет второго поколения, в противовес Интернету первого по­коления — Веб 1.0.

В отличие от первого поколения сервисов, в которых между ав­торами и читателями существовала четкая граница и для создания., которых требовались специальные технические знания, Веб 2.0 представляет собой не «место в Интернете, а платформу социаль­ного взаимодействия» [Lee, Berry, 2006: 20], которая позволяет пользователям совместно создавать и редактировать контент, обме­ниваться информацией и артефактами, хранить ссылки и мульти­медийные документы. Основная идея Веб 2.0 — упрощение методов


 
Глава i

 

1, Что такое Интернет второго поколения?


самовыражения. Согласно Стиву Ли [Lee, Berry, 2006: 20], появле­ние технологий Веб 2.0 позволило «переместить акцент с техноло­гий и медиа на общение и сотрудничество, что само по себе и явля­ется целью образования».

По мнению самого О'Рейли, Веб 2.0 не имеет четких границ. В сущности, это означает, что дать совершенно четкое и ясное опре­деление понятию едва ли возможно, поскольку сам создатель тер­мина и идеи не считает нужным определять его границы. Веб 2.0 — это глобальная концепция, созданная в противовес старому Веб 1.0, для обозначения некой единой тенденции развития интернет-сооб­щества и определенных общих принципов построения некоторых сайтов.

Однако, несмотря на то что в данный момент не существует четко­го определения термина Веб 2.0, специалисты выделяют несколько основных характеристик Веб 2.0 [Патаракин, 2007]. Это, во-первых, концепция «сети как платформы», подразумевающая создание таких приложений, которые можно было бы использовать непосредственно через веб-браузер. Во-вторых, использование принципов демократии и соучастия пользователей приложения в его дальнейшем развитии, или, как выразился Тим О'Рейли, «усиление веб-технологий за счет коллективного разума» (harnessing collective intelligence) [O'Reilly, 2005]. В-третьих, социально-сетевая составляющая, выражающая­ся в создании так называемых «социальных сетей», позволяющих пользователям этих сетей легко общаться и обмениваться любой ин­формацией. Таким образом, в отличие от Веб 1.0, структура которо­го представляла собой множество отдельных, взаимно не связанных сайтов, Веб 2.0 ориентируется на организацию социальных сетей, представляющих собой взаимосвязанные блоги.

В связи с новым восприятием и применением Интернета Веб 2.0 знаменует собой смещение трех границ— пользователь ↔ автор, местный ↔ удалённый, частное ↔ публичное/ [Kerres, Nattland, 2007]. Если в Веб 1.0 пользователь мог только потреблять инфор­мацию, выставленную автором веб-сайта, то благодаря технологи­ям Веб 2.0 пользователь может стать соавтором, а значит, вносить изменения, исправления, давать оценку коммерческим продуктам; задавать вопросы и получать ответы от профессионалов. Тем самым получается, что этот создаваемый пользователями контент (user-generated content) становится важным каналом социальной коммуникации, постепенно приобретающим все большее значение.

Технологии Веб 2.0 позволяют хранить личные данные на спе­циально для этого предназначенных интернет-сервисах, что обе­спечивает их доступность, а также способствует увеличению безо-


пасности за счет хранения резервных копий с важной информацией на удаленных серверах. Смещение границ «частное ↔ публичное» всторону последнего является, пожалуй, одной из амбивалентных характеристик Веб 2.0. С одной стороны, технологии Веб 2.0 позво­ляют человеку обрести свою читательскую аудиторию и самовы­разиться, с другой стороны, любые высказывания и поведенческие реакции, связи и знакомства не могут быть удалены и остаются ключом к его частной жизни.

Кроме того, Веб 2.0. представляет собой непрерывно растущий арсенал прикладных программ для получения и обработки ин­формации, что коренным образом меняет способ организации ис­следовательской деятельности. Соломон Г. и Шрум Л. представили способы организации исследовательской деятельности в условиях существования интернет-сервисов первого и второго поколений [Solomon, Schrum, 2007:22].

Таблица 1

Сравнение способов организации исследовательской деятельности в условиях Веб 1.0. и Веб 2.0 [Solomon, Schrum, 2007:22]

Веб1.0. Веб 2.0.
Требуется установка на компьютер специального программного обе­спечения (application based) Сервисы доступны через Интернет (Web based)
Изолированно Совместно
В режиме офлайн В режиме онлайн
Лицензионное программное обе­спечение Бесплатные программы
Автор один Авторов много, совместное творчество
Запатентованное программное обе­спечение (proprietary code) Свободное программное обеспечение (open source) °
Материал, охраняемый авторским правом (copyrighted content) Материал коллективного пользования (shared content)

Сервисы Веб 2.0 поддерживают самопроизвольный путь разви­тия сообществ — они не создаются по указанию сверху, а возника­ют снизу вверх благодаря усилиям множества формально независи­мых участников [Патаракин, 2007]. Данные сервисы позволяют:

• записывать мысли, делать заметки и аннотировать сообще­
ния в блогах (Www.blogger.com, www.livejournal.com);

• создавать и хранить коллекции закладок, к которым можно
получить доступ с любого компьютера (http://del.icio.us, http://
www.furl.com, http://www.BobrDobr.ru);


Глава i

 

2. Технологические характеристики Веб 2.0



       
 
   
 


• создавать энциклопедии коллективного авторства на базе
технологии вики-вики, благодаря которой возможность ре­
дактирования любой записи предоставлена каждому из чле­
нов сетевого сообщества (http://www.wikipedia.org, http://www.
wikispaces.org);

• размещать фотографии и видеозаписи, а также обсуждать и
просматривать их (http://www.flickr.com, http://www.bubble-
share.com, http://youtube.com, http://rutube.ru, http://teachertube.
com);

• размещать текстовые документы, слайды (http://scribd.com,
http://slideshare.net);

• записывать звуковые файлы (подкастинг), хранить их (http://
podomatic.com);

• создавать виртуальную личность (http://odnoklassniki.ru,
http://elgg.net, http://ning.com, http://www.facebook.com, http://
www.myspace.com, http://www.linkedin.com,);

• моделировать социальное присутствие с помощью виртуаль­
ных миров (http://www.secondlife.com);

• компилировать на одной странице информации из различных
интернет-сервисов при помощи технологии веб-синдикации
RSS (www.pageflakes.com);

• создавать карты с помощью географических сервисов (http://
maps.google.com);

• создавать и редактировать текстовые документы (http://docs.
google.com) и диаграммы (http://www.gliffy.com);

• обмениваться сообщениями (электронные RSS-рассылки,
Skype);

• создавать мэшапы – приложения, комбинирующие в себе
контент из различных источников.

Основной набор социальных сервисов Веб 2.0 с помощью про­граммы Free Mind1 — бесплатной программы для создания карт знаний — можно представить в следующем виде (см. рис. 1).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: