Дидактические возможности сервисов Веб 2.0

Из вышеприведенных характеристик и описаний новых веб-технологий можно сделать вывод, что концепция Интернета вто­рого поколения не только формирует новое поле информационной культуры, но и позволяет пересмотреть организацию учебной дея- тельности. Инновационность такого подхода к образованию осно-вывается на тезисах Уилла Ричардсона об изменении отношения к работе с информацией, описывая которые И. Щуров отмечает, что «если раньше основной деятельностью учеников было «потребле­ние знаний» (почерпнутых из книг, полученных от преподавателя), то теперь фокус смещается скорее на «управление знаниями»: по-иск, редактирование и создание контента» [Щуров, 2005].

На основе технических изменений Интернета формируется новое направление философии образования — коннективизм' [Siemens, 2005]. Среди его принципов выделяются следующие:

• учение — это процесс соединения, сопряжения специализи-
рованных узлов и источников знаний; знания существуют в

связях и отношениях;

• ключевая компетентность современности — способность ви­
деть связи между областями знаний, идеями, концепциями;

• процесс обучения не требует человеческого присутствия, тех­
нология определяет наше видение мира и наше мышление;

• способность узнавать новое более значимо, нежели способ­
ность хранить уже узнанное;,

• личное знание участников сети поддерживает развитие всех
организаций. /

Не секрет, что в условиях избытка информации ученику очень важно построить вокруг себя некую «социальную сеть», которая бы в нужный момент предоставляла доступ к нужным ресурсам, вклю­чая не только данные, но и контакты с другими людьми. Как заме­чает Е. Патаракин, «сеть перестала быть средой передачи информа­ции и транспортным каналом доставки знаний, она стала местом, где ученики находятся постоянно, где они совершают действия при помощи социальных сервисов, помогающих думать и действовать имеете» [Патаракин, 2008:416]. Это означает, что стремительные темпы развития социальных сервисов требуют пересмотра всех структурных звеньев педагогической системы, а именно: концеп­ции, целей, содержания обучения, средств обучения, а также видов и форм учебной деятельности.

Сервисы Веб 2.0 не были специально разработаны для образова­тельных целей, поэтому Терри Андерсон ввел понятие «образова­тельные социальные сервисы» (educational social software). Он отме-


  Глава 1 чает, что «сетевое инструменты помогают индивидуумам учиться совместно, при этом, позволяя им самим распоряжаться временем и пространством; управлять присутствием, активностью, иденти­фикации и отношениями» [Anderson, 2005:4]. Какие же дидактические возможности предоставляют нам се-; годня технологии Интернета второго поколения? Патрисия МакГи и Вероника Диаз [McGee, Diaz, 2007] группируют все социальные сервисы Веб 2.0 по функциональным признакам, на основании которых можно сформулировать их дидактические возможности (табл. 3). Таблица з Дидактические возможности сервисов Веб 2.0.
Тип Веб 2.0 сервиса Дидактические возможности Сервисы Веб 2.0
Коммуникационные Обмен информацией, идеями, творческий взаимообмен • Блоги • Аудиоблоги • Видеоблоги • Мессенджеры • Подкасты
Совместные Работа над общим проектом, сосредото­ченная в одном месте • Виртуальные текстовые редакторы для совместной работы над документами • Виртуальные сообщества практики (Virtual communities of practice). • Вики
Документирующие Накопление и/или демонстрация резуль­татов, умозаключений, материалов и т. д. • Блоги • Видеоблоги:
Генеративные ' Создание чего-то нового, чем можно по­делиться с другими • Мэшапы (Mashups) • Виртуальные сообщества практики (Virtual communities of practice) • Виртуальные миры (Virtual Learning Worlds)
Интерактивные Обмен информацией, идеями, ресурсами, материалами • Социальные закладки ; • Виртуальные сообщества : практики (Virtual communities of practice); • Виртуальные миры (Virtual Learning Worlds)

 

4, Дидактические возможности сервисов Веб 2.о

Таким образом, сервисы Веб 2.0, во-первых, открыли совершен­но новые возможности общения для участников сети, т. е. появи­лись уникальная возможность, с одной стороны, особого группово­го Общения и, с другой стороны, создания виртуальной личности участника сети и гибкого управления ею. Центральным элементом любой социальной сети являются пользователи. В «классическом» Интернете основой является информация или контент, располо-женные на тысячах разных сайтов, вокруг которых и «вращаются» все пользователи. Сегодня, когда насыщение информационного поля является достаточным, если не избыточным, на первый план выходят интересы пользователя, а если мы говорим об учебном Процессе, — интересы обучающихся, их потребности.

Во-вторых, новые веб-сервисы превратились из хранилища ин­формации в удобную платформу, т. е. в средство для решения цело­го ряда новых задач. Веб 2.0 — это не библиотека разнообразного контента, а программная среда для формирования этого контента. Эта возможность открывает новые перспективы для участников об­разовательного процесса, поскольку она позволяет создавать учеб-ный контент совместно, посредством группового взаимодействия и при условии радикальной децентрализации в сочетании с безгра­ничным доверием, которое получают пользователи (в нашем слу-чае участники процесса обучения). Хотя достаточно часто именно ориентация на коллективное вместо профессионального наполне­ния Сети вызывает у многих недоверие. Особенно жесткой критике подвергается сейчас Википедия, которая, как известно, является любимым и часто посещаемым справочным сайтом студентами всего мира.

В-третьих, существующие на сегодняшний день технологии Интернета второго поколения благодаря простоте использования и дешевизне позволяют не только создавать, накапливать и классифи­ цировать информацию в любом формате (видеофайл, аудиофайл, мультипликация, текстовой документ), но и обмениваться ею, де­монстрировать ее, получать отзывы и критические замечания о ней, что также чрезвычайно актуально для учебного процесса.

Как справедливо замечают Михаэль Керрес и Аксель Наттланд [Korres, Nattland, 2007], Веб 2.0 ассоциируется со стиранием границ между — пользователем-автором, локальностью—удаленностью, личным—социальным. Эта тенденция находит свое отражение и в образовательном контексте (см. табл. 4).

Как уже было отмечено, учебный контент создается совместно при условии радикальной децентрализации, что стирает границы между обучающимися и обучаемыми. Под локальностью образова-


 

Глава 1

Таблица 4 Расширение границ образовательных процессов с помощью Веб 2.0
Границы в Интернете Границы в образовательном контексте
Пользователь —> автор Обучающиеся -> обучающие (обучающие создают контент)
Локальность -> удаленность Дома -> в школе (процесс обучения становится повсеместным)
Личное -> открытое, социальное Учеба — > экзамен, проверка (учеба становится действом)

ния понимается обучение дома, а под удаленностью — обучение в школе и университете. Благодаря компьютерным коммуникациям в социальных сетях стирается и эта граница, а физическое местона* хождение постепенно утрачивает свою релевантность. Третья пара показывает, что учеба перестает быть сугубо личным делом, так как такие технологии, как электронное портфолио, веблог, веб-проект делают учебный процесс неким действом — студент учится для того, чтобы продемонстрировать свои достижения.

Кроме того, уникальные технологии веб-синдикации помогают студентам справиться с огромным объемом информации и соот­ветственно с необходимостью увеличением скорости чтения. Со­гласно Дэвиду Пэрри, «чтение в Интернете требует наличие двух самостоятельных умений: умения быстро анализировать для того; чтобы понять, какая информация достойна прочтения, и умения переключиться на медленный анализ для вдумчивого осмысления' найденной информации» [Parry, 2006]. RSS позволяет студентам иметь контроль над содержанием Интернета, сокращая время на посещение каждого интересующего их сайта на предмет наличия обновлений. Вместо этого они могут получать информацию об об­новлении контента, которое в свою очередь тоже позволяет отсеи­вать нерелевантную информацию за счет демонстрации заголовков публикаций.

В своей статье «The Use of Blogs, Wikis and RSS in Education: a Conversation of Possibilities» Даффи и Брунс [Duffy, Bruns, 2006], приводят следующие способы использования технологии веб-синдикации в образовательном контексте:

• Преподаватели и студенты могут следить за изменениями
своих любимых веб-сайтов, которые будут аккумулироваться
в одной программе.

• Можно подписаться на многочисленные RSS-потоки на сай­
тах, имеющих отношение к темам курса. Это позволит сэко-

 

4, Дидактические возможности сервисов Веб 2.0

номить много времени и оставаться в курсе изменений на многочисленных тематических блогах, вики, новостных и исследовательских сайтах.

  • RSS представляет собой более эффективный способ получе­ния информации, чем новостная подписка по электронной почте. Кроме того, это поможет пользователям избежать по­ступления огромного количества электронных сообщений рекламного характера (так называемого спама).
  • Если студенты имеют индивидуальные блоги, преподавателю гораздо удобнее отслеживать их активность через подписку на RSS-ленту, что снимет необходимость заходить на каждый блог и сократит нагрузку преподавателя. Студенты также мо­гут подписаться на RSS-фиды однокурсников, друзей и пре­подавателей.
  • RSS упрощает процесс комментирования, поскольку боль­шинство блогов позволяют установить синдикацию коммен­тариев к конкретной публикации. Таким образом, студенты могут оставить свой комментарий на чужом блоге и следить за дальнейшими откликами, в том числе и на свой коммен­тарий.

48 Глава 2

как площадки для общения с преподавателем и одногруппни-ками;

• развитие творческого потенциала студентов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: