Из вышеприведенных характеристик и описаний новых веб-технологий можно сделать вывод, что концепция Интернета второго поколения не только формирует новое поле информационной культуры, но и позволяет пересмотреть организацию учебной дея- тельности. Инновационность такого подхода к образованию осно-вывается на тезисах Уилла Ричардсона об изменении отношения к работе с информацией, описывая которые И. Щуров отмечает, что «если раньше основной деятельностью учеников было «потребление знаний» (почерпнутых из книг, полученных от преподавателя), то теперь фокус смещается скорее на «управление знаниями»: по-иск, редактирование и создание контента» [Щуров, 2005].
На основе технических изменений Интернета формируется новое направление философии образования — коннективизм' [Siemens, 2005]. Среди его принципов выделяются следующие:
• учение — это процесс соединения, сопряжения специализи-
рованных узлов и источников знаний; знания существуют в
связях и отношениях;
• ключевая компетентность современности — способность ви
деть связи между областями знаний, идеями, концепциями;
|
|
• процесс обучения не требует человеческого присутствия, тех
нология определяет наше видение мира и наше мышление;
• способность узнавать новое более значимо, нежели способ
ность хранить уже узнанное;,
• личное знание участников сети поддерживает развитие всех
организаций. /
Не секрет, что в условиях избытка информации ученику очень важно построить вокруг себя некую «социальную сеть», которая бы в нужный момент предоставляла доступ к нужным ресурсам, включая не только данные, но и контакты с другими людьми. Как замечает Е. Патаракин, «сеть перестала быть средой передачи информации и транспортным каналом доставки знаний, она стала местом, где ученики находятся постоянно, где они совершают действия при помощи социальных сервисов, помогающих думать и действовать имеете» [Патаракин, 2008:416]. Это означает, что стремительные темпы развития социальных сервисов требуют пересмотра всех структурных звеньев педагогической системы, а именно: концепции, целей, содержания обучения, средств обучения, а также видов и форм учебной деятельности.
Сервисы Веб 2.0 не были специально разработаны для образовательных целей, поэтому Терри Андерсон ввел понятие «образовательные социальные сервисы» (educational social software). Он отме-
Глава 1 чает, что «сетевое инструменты помогают индивидуумам учиться совместно, при этом, позволяя им самим распоряжаться временем и пространством; управлять присутствием, активностью, идентификации и отношениями» [Anderson, 2005:4]. Какие же дидактические возможности предоставляют нам се-; годня технологии Интернета второго поколения? Патрисия МакГи и Вероника Диаз [McGee, Diaz, 2007] группируют все социальные сервисы Веб 2.0 по функциональным признакам, на основании которых можно сформулировать их дидактические возможности (табл. 3). Таблица з Дидактические возможности сервисов Веб 2.0. | ||
Тип Веб 2.0 сервиса | Дидактические возможности | Сервисы Веб 2.0 |
Коммуникационные | Обмен информацией, идеями, творческий взаимообмен | • Блоги • Аудиоблоги • Видеоблоги • Мессенджеры • Подкасты |
Совместные | Работа над общим проектом, сосредоточенная в одном месте | • Виртуальные текстовые редакторы для совместной работы над документами • Виртуальные сообщества практики (Virtual communities of practice). • Вики |
Документирующие | Накопление и/или демонстрация результатов, умозаключений, материалов и т. д. | • Блоги • Видеоблоги: |
Генеративные ' | Создание чего-то нового, чем можно поделиться с другими | • Мэшапы (Mashups) • Виртуальные сообщества практики (Virtual communities of practice) • Виртуальные миры (Virtual Learning Worlds) |
Интерактивные | Обмен информацией, идеями, ресурсами, материалами | • Социальные закладки ; • Виртуальные сообщества : практики (Virtual communities of practice); • Виртуальные миры (Virtual Learning Worlds) |
4, Дидактические возможности сервисов Веб 2.о
|
|
Таким образом, сервисы Веб 2.0, во-первых, открыли совершенно новые возможности общения для участников сети, т. е. появились уникальная возможность, с одной стороны, особого группового Общения и, с другой стороны, создания виртуальной личности участника сети и гибкого управления ею. Центральным элементом любой социальной сети являются пользователи. В «классическом» Интернете основой является информация или контент, располо-женные на тысячах разных сайтов, вокруг которых и «вращаются» все пользователи. Сегодня, когда насыщение информационного поля является достаточным, если не избыточным, на первый план выходят интересы пользователя, а если мы говорим об учебном Процессе, — интересы обучающихся, их потребности.
Во-вторых, новые веб-сервисы превратились из хранилища информации в удобную платформу, т. е. в средство для решения целого ряда новых задач. Веб 2.0 — это не библиотека разнообразного контента, а программная среда для формирования этого контента. Эта возможность открывает новые перспективы для участников образовательного процесса, поскольку она позволяет создавать учеб-ный контент совместно, посредством группового взаимодействия и при условии радикальной децентрализации в сочетании с безграничным доверием, которое получают пользователи (в нашем слу-чае участники процесса обучения). Хотя достаточно часто именно ориентация на коллективное вместо профессионального наполнения Сети вызывает у многих недоверие. Особенно жесткой критике подвергается сейчас Википедия, которая, как известно, является любимым и часто посещаемым справочным сайтом студентами всего мира.
В-третьих, существующие на сегодняшний день технологии Интернета второго поколения благодаря простоте использования и дешевизне позволяют не только создавать, накапливать и классифи цировать информацию в любом формате (видеофайл, аудиофайл, мультипликация, текстовой документ), но и обмениваться ею, демонстрировать ее, получать отзывы и критические замечания о ней, что также чрезвычайно актуально для учебного процесса.
Как справедливо замечают Михаэль Керрес и Аксель Наттланд [Korres, Nattland, 2007], Веб 2.0 ассоциируется со стиранием границ между — пользователем-автором, локальностью—удаленностью, личным—социальным. Эта тенденция находит свое отражение и в образовательном контексте (см. табл. 4).
|
|
Как уже было отмечено, учебный контент создается совместно при условии радикальной децентрализации, что стирает границы между обучающимися и обучаемыми. Под локальностью образова-
Глава 1
Таблица 4 Расширение границ образовательных процессов с помощью Веб 2.0 | |
Границы в Интернете | Границы в образовательном контексте |
Пользователь —> автор | Обучающиеся -> обучающие (обучающие создают контент) |
Локальность -> удаленность | Дома -> в школе (процесс обучения становится повсеместным) |
Личное -> открытое, социальное | Учеба — > экзамен, проверка (учеба становится действом) |
ния понимается обучение дома, а под удаленностью — обучение в школе и университете. Благодаря компьютерным коммуникациям в социальных сетях стирается и эта граница, а физическое местона* хождение постепенно утрачивает свою релевантность. Третья пара показывает, что учеба перестает быть сугубо личным делом, так как такие технологии, как электронное портфолио, веблог, веб-проект делают учебный процесс неким действом — студент учится для того, чтобы продемонстрировать свои достижения.
Кроме того, уникальные технологии веб-синдикации помогают студентам справиться с огромным объемом информации и соответственно с необходимостью увеличением скорости чтения. Согласно Дэвиду Пэрри, «чтение в Интернете требует наличие двух самостоятельных умений: умения быстро анализировать для того; чтобы понять, какая информация достойна прочтения, и умения переключиться на медленный анализ для вдумчивого осмысления' найденной информации» [Parry, 2006]. RSS позволяет студентам иметь контроль над содержанием Интернета, сокращая время на посещение каждого интересующего их сайта на предмет наличия обновлений. Вместо этого они могут получать информацию об обновлении контента, которое в свою очередь тоже позволяет отсеивать нерелевантную информацию за счет демонстрации заголовков публикаций.
В своей статье «The Use of Blogs, Wikis and RSS in Education: a Conversation of Possibilities» Даффи и Брунс [Duffy, Bruns, 2006], приводят следующие способы использования технологии веб-синдикации в образовательном контексте:
|
|
• Преподаватели и студенты могут следить за изменениями
своих любимых веб-сайтов, которые будут аккумулироваться
в одной программе.
• Можно подписаться на многочисленные RSS-потоки на сай
тах, имеющих отношение к темам курса. Это позволит сэко-
4, Дидактические возможности сервисов Веб 2.0
номить много времени и оставаться в курсе изменений на многочисленных тематических блогах, вики, новостных и исследовательских сайтах.
- RSS представляет собой более эффективный способ получения информации, чем новостная подписка по электронной почте. Кроме того, это поможет пользователям избежать поступления огромного количества электронных сообщений рекламного характера (так называемого спама).
- Если студенты имеют индивидуальные блоги, преподавателю гораздо удобнее отслеживать их активность через подписку на RSS-ленту, что снимет необходимость заходить на каждый блог и сократит нагрузку преподавателя. Студенты также могут подписаться на RSS-фиды однокурсников, друзей и преподавателей.
- RSS упрощает процесс комментирования, поскольку большинство блогов позволяют установить синдикацию комментариев к конкретной публикации. Таким образом, студенты могут оставить свой комментарий на чужом блоге и следить за дальнейшими откликами, в том числе и на свой комментарий.
48 Глава 2
как площадки для общения с преподавателем и одногруппни-ками;
• развитие творческого потенциала студентов.