Интернет и бизнес

Первое подобие Интернета было создано 29 октября 1969 года, когда в США была предпринята попытка объединить в одну сеть две вычислительные машины, расположенные на


расстоянии 500 км друг от друга (утверждают, что попытка не вполне удалась).

В 1970-е годы объединение компьютеров в сеть

осуществлялось под эгидой Пентагона и было предназначено для быстрой передачи оперативных военных данных и сводок (ARPANET). Была поставлена задача децентрализации управления всей военной машиной, чтобы в случае поражения командного центра ядерным ударом вся остальная система осталась управляемой. Для реализации этой задачи в 1975 году был разработан транспортный протокол TCP. С этих пор пра-Интернет стал паутиной, сетью без головного центра. Его еще иногда сравнивают с разветвленной корневой системой некоторых растений, каждый участок которой может жить и расти сам. Такую систему нельзя отключить.

В 1985 году американские военные выпустили компьютерную сеть в университеты, началась продажа доступа в сеть. Интернет разделился на военный и коммерческий. В 1990 году Интернет стал открытым для всех.

Прошло всего пятнадцать лет, но ни одна отрасль человеческой деятельности уже неполноценна без Интернета. Он настолько глубоко вошел не только в технологические сферы, но и в культуру человечества, что даже церковь признала его значимость. 6 февраля 2001 года Папа Римский назначил Интернету святого покровителя – им стал энциклопедист святой Исидор Севильский, прославившийся тем, что в VII веке написал первую в истории энциклопедию. Книга, названная им Etymologies, объединяла в себе знания по медицине, математике, грамматике, истории, риторике и теологии...

Прошло всего семнадцать лет, и теперь уже ни одна отрасль человеческой деятельности не полноценна без

Интернета. Он настолько глубоко вошел не только в

технологические сферы, но и в культуру человечества, что


даже церковь признала его значимость. 6 февраля 2001 года Папа Римский предложил Интернету святого покровителя – энциклопедиста святого Исидора Севильского, который прославился в VII веке своей энциклопедией. Книга, названная им Etymologies, объединяла в себе знания по медицине, математике, грамматике, истории, риторике, теологии и другим наукам, и была самой известной среди первых в человеческой истории энциклопедий.

Энциклопедичность знаний, размещенных вИнтернете – всего лишь одна его ипостась. Интернет – это не только каталог и библиотека, это также средство массовой коммуникации, инструмент профессиональной деятельности, среда общения, целый виртуальный мир, отражающий мир реальный, и противостоящий ему.

В 2005 году количество пользователей Сети перевалило за миллиард. Если считать, что на одном компьютере работает

один человек, то население Интернета сегодня приближается

к 20% населения Земли (хотя, конечно, это не так – компьютеры распространены по планете неравномерно).

Если учесть, что технологические возможности и сама

архитектура Сети позволяет каждому пользователю связаться с каждым пользователем, то количество таких контактов может достичь сотен квадрильонов (сотни квадрильонов - число с 17 нулями).

Если же предположить, что люди с помощью компьютеров могут общаться не только попарно, но и с группами других

людей, то возможное количество контактов каждого

компьютера с любой по численности группой других компьютеров, как посчитал по просьбе автораэтой книги ведущий инженер компании Google (Калифорния) Игорь Кривоконь, достигает числа, которое можно выразить единицей с тремястами миллионами нулей. Это число настолько велико, что практически бессмысленно, так как во Вселенной даже не найдется такого количества элементарных частиц. А если же какой-то безумец захочет изобразить это


число точками на гипотетической бумажной ленте толщиной в 1 атом, а потом обернуть этой лентой Вселенную, то толщина обмотки окажется толще Вселенной (которая, по- своему, тоже не мала – сто миллиардов световых лет).

Такое количество контактов в Сети – возможно, хотя и реализуется в малой степени. Но даже эта толика сетевых

контактов создает новую реальность. Никогда, за всю

историю человечества, люди не общались столь интенсивно и с таким небрежением к расстоянию.

Естественно, Интернет дает огромные возможности для

бизнеса. Во многих странах Интернет уже стал не просто подспорьем, но и бизнес-средой.

Какие же перспективы открывает Интернет для бизнеса?

Начнем перечисление с наиболее простых из них.

1. Прежде всего, Интернет - это средство коммуникации. Передача данных той же электронной почтой осуществляется

посредством Интернета. Кроме этого, есть и другие способы

общения в Интернете – ICQ, IRC, чаты, форумы, гостевые книги, прочие специальные сервисы, созданные для общения.

Они, по большей части, используются для неформального

общения – трудно себе представить бизнесмена, ведущего деловые переговоры в чате. Хотя сервис ICQ, или «аська», как эту программу называют в России, очень широко используется и в офисах – для оперативного профессионального общения. Однако, опять же – на неофициальном уровне: между коллегами, друзьями и т.п. Установление официальных деловых контактов посредством

«аськи» вряд ли будет успешным. Поэтому самым распространенным в бизнес-общении интернет-каналом коммуникации является электронная почта.

Интернет в то же время является мультимедийным средством коммуникации - он может передавать устную речь

и музыку, статичное и подвижное изображение. Эти формы передачи данных требуют дополнительного оборудования и пока не распространились у нас слишком широко.


2. Интернет – это хранилище знаний и информации по всему спектру человеческой деятельности. Интернет является библиотекой текстов (и изображений) – здесь можно найти тексты на любую тему, и даже те, которые не ищешь, но которые вдруг окажутся пригодными. Причем, это библиотека с умным каталогом, который сам предложит набор текстов по теме, даже если человек до этого вообще не знал ничего о существовании именно этих текстов.

В самом деле, в галактике Гуттенберга пытливый исследователь, если ему нужны были какие-то конкретные знания, почти всегда искал конкретный текст – конкретную книгу конкретного автора. В Интернете возможности искать знания возросли многократно. Можно вообще не знать, какой именно текст тебе нужен, можно просто задать поиск по ключевым словам и поисковая система предложит целый набор текстов. С точки зрения информационного и научного поиска, это открывает поистине неоценимые перспективы – поиск всегда может идти не по шаблону, а по огромному количеству направлений, многие из которых могут оказаться неожиданными, прорывными, эвристическими. Хотя и шумов бывает много.

Понятно, что эта возможность является чрезвычайно важной в сфере инновационного поиска. Задумав какой-либо

инновационный проект, можно набрать ключевые понятия в окошке Google или Yandex, и сеть через секунду расскажет

обо всем, что было или не было сделано человечеством в этом направлении, какие направления примыкают и какие

ученые достигли каких результатов. Несколькими нажатиями клавиш можно проделать работу, на которую прежде понадобились бы годы архивных исканий и журнальных

мониторингов; и то они не дали бы такого исчерпывающего результата. Насколько это ускорит науку – трудно даже

представить.

3. Интернет является также способом презентации. Возможности интернет-презентации, или презентации в


Интернете, уже широко используются и в российском бизнесе. Практически каждая более-менее состоятельная компания имеет свой сайт в Сети. Сайт рассказывает о деятельности, возможностях и услугах фирмы, сообщает контактную информацию.

У многих фирм сайг является не более чем корпоративной электронной визиткой. Но и в этом качестве он оказывается одним из инструментов бизнеса, помогая информированию о компании и продвижению ее услуг. Главное отличие от визитки обычной - сайт содержит более полную информацию и доступен сразу большому количеству людей. Для того чтобы провести аналогичную по объему и потенциальному числу контактов презентацию в реальном мире, потребуются куда большие затраты, но и они не обеспечат сопоставимого охвата аудитории.

4. Многие фирмы пошли дальше и используют Интернет для непосредственных продаж свои товаров или услуг. Этот способ ведения бизнеса называется е-соmmегсе. Специальные сервисы позволяют клиенту, зашедшему на сайт компании, оставить свою заявку или даже оплатить ее. И этого будет достаточно, чтобы купить услугу или товар. Сайт компании становится ее торговой площадкой.

5. И, наконец, высшая пока форма интеграции бизнеса и Интернета – e-business, или электронный бизнес. Здесь речь

идет не просто о продажах, но и переведении структуры

управлениях бизнесом в Интернет. Причем, речь может идти как о внутренних коммуникациях компании (например, управление банком с разветвленной сетью филиалов или управление большим производством), так и о существовании в Интернете целой отрасли (например, фондовые торги, в которых можно участвовать, не отходя от компьютера).

E-business – это больше, чем е-соmmегсе. Он подразумевает не только электронную торговлю, но и бизнес

вообще, деловые процессы, внутреннюю организацию

компании, переведенную в Интернет. Структура e-business


состоит из нескольких слоев. Самый нижний слой – это слой коммуникаций. Здесь речь идет просто об обмене сообщениями между сотрудниками и руководителями, для этого существуют электронная почта предприятия или другие коммуникативные сервисы. Следующий слой – электронные инструменты и программное обеспечение, позволяющее совершать необходимые и общие для всего бизнеса операции

– вести документооборот, учет движения товаров.

Далее следует Интранет – внутренняя сеть корпорации, позволяющая связывать движение документов или иных потоков по подразделениям предприятия, например, в рамках единого технологического процесса. Интранет направлен на то, чтобы предприятие было нормально организованным, имело понятную структуру и легко контролировалось.

Кроме того, во многих случаях, Интранет является, своего рода, электронным производственным конвейером.

Например, в редакции современной газеты журналист пишет

статью на своем компьютере, отправляет ее редактору. Редактор вычитывает, вносит свои поправки, отправляет

статью корректору, корректор вносит свою долю труда,

отправляет статью бильд-редактору. Тот подбирает иллюстрации и перебрасывает материалы ответственному секретарю, ответственный секретарь принимает решение о размещении статьи на полосе и отправляет материал на верстку. Верстальщик создает газетную полосу, отправляет ее на правку в корректуру и потом - в типографию. Во всем этом производственном процессе можно вообще обойтись без бумаги, которая прежде была главным носителем журналистской информации - редакции переводили груды бумаги. Статья-заготовка следует по каналам внутренней сети редакции, словно по линии конвейера, приобретая на каждом участке некое добавленное качество.

И подобным образом могут быть организованы многие бизнес-процессы – в рекламном бизнесе, в торговле акциями, в банковском бизнесе. Более того, многие продукты и


поступают потребителям тоже по электронным каналам.

Для обеспечения внешних контактов в e-business служит Экстранет. Функции экстранет – это предоставление возможности клиенту, или просто интересующемуся «зайти» в компанию и посмотреть, чем она занимается, что она ему предлагает. Главный портал экстранета – сайт компании в сети Интернет.

И, наконец, отдельным, наиболее специализированным слоем архитектуры e-business, являются специализированные

бизнес-приложения, то есть программное обеспечение,

созданное специально для конкретного вида бизнеса. К примеру, это может быть программа комплексного управления банком, состоящая из подпрограмм финансового учета, выдачи потребительских кредитов, привлечения вкладов и т.п. И при этом, произведенные в любом месте операции автоматически будут влиять на параметры и показатели подпрограмм на других направлениях. Условно говоря, если вкладчики в Кемерово вдруг заберут из местного филиала все вклады, то филиал в Астрахани может автоматически получить ограничения по выдаче промышленных кредитов. Сетевая технология позволяет сделать самую сложную и разветвленную структуру единым организмом, прекрасно чувствующим нюансы происходящего в различных участках своего тела.

Таким образом, мы видим, что главный принцип e-business

– это интеграция внутренних и внешних бизнес-процессов, позволяющая добиться кардинально нового качества бизнеса.

Интернет, как и прочие средства коммуникации, типологически является продолжателем той линейки орудий труда, механизмов и автоматов, которую начал каменный

молоток и продолжили мотыга, мельница, паровоз, электрический станок. Однако, Интернет – не только орудие,

но еще и среда бизнеса (вспомним Маклюэна: «Средство есть сообщение»). Именно поэтому он не просто улучшает прежние возможности, но и открывает новые.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: