Практические задания

1. Заведите свой учебный блог на www.blogger.com. Для создания
блога необходимо:

а) завести почтовый ящик в системе Google www.gmail.com;

б) заранее придумать название блога (например, English for Law
Students), пароль для входа в блог (например, LawEnglish 2008 —
не менее 8 знаков), адрес блога (english41aw.blogspot.com);

в) выбрать шаблон дневника;

г) опубликовать первые записи — краткое описание целей и за­
дач веблога, краткую информацию о себе.

2. Ознакомьтесь с содержимым блогов преподавателей англий­
ского языка http://bettereflteacher.blogspot.com/, http://www.tefl.net/
alexcase/, http://coolcatteacher.blogspot.com/. К какому типу учебных
блогов Вы бы их отнесли? Каковы с Вашей точки зрения условия
успешной интеграции блог-технологий в процесс преподавания
иностранных языков?

3. Ознакомьтесь со статьей «50 самых влиятельных блогов мира»
http://palitra2055.livejournal.com/1253.html. Как Вы думаете, каким
образом можно привлечь внимание преподавателей к учебным бло-
гам? Должны ли учебные блоги быть открытыми или закрытыми?
Какие задания, предлагаемые на блогах, могут быть использованы
в Ваших учебных курсах?


Глава 3

Новейшие технологии Веб 2.0:

Перспективы и возможности их применения

В образовательном процессе

ВИКИ

MediaWiki

ВЛ tctatut want tt> to» fr«w.

Технология «вики», написанная на языке PHP1, является од­ной из главных составляющих Веб 2.0, которая позволяет любо­му пользователю редактировать текст сайта — писать, вносить изменения, удалять, создавать ссылки на новые статьи. Вики — свободно распространяемое средство для коллективного созда­ния и редактирования, хранения, структуризации гипертекста, который помогает легко связывать между собой страницы или фрагменты базы данных. По мнению Е.Д. Патаракина [Патара-кин, 2007:7], в этой технологии «реализована радикальная модель коллективного гипертекста, когда возможность создания и редак­тирования любой записи предоставлена каждому из членов сете­вого сообщества».

С помощью данной технологии возможно:

• редактировать страницы сайта непосредственно в веб-
браузере;

• поддерживать актуальность гиперссылок между страницами

сайта;

• использовать упрощенную разметку для текста вместо

HTML;

1 PHP — это скриптовый язык, разработанный для быстрого и удобного соз­дания веб-страниц. РНР работает на стороне сервера и может использовать­ся как сам по себе, так и для «встраивания» кусков динамического кода в уже имеющиеся HTML страницы.


1, ВИКИ____________________________________________________ ' совместной работе. Таким образом, эта «прозрачная технология» [Weeler, Kellу, Gale, 2005] позволяет пользователю больше внимания уделять учебному заданию, не замечая программную платформу, с помощью которой это становится возможным. Таблица 11

Данная технология повышает качество асинхронной коммуни­кации, основными характеристиками которой являются вирту-альное присутствие, отсутствие помех для участия, связь с более широкой предметной областью, личная и групповая идентичность и взаимодействие, участие на демократичной основе, эволюция с течением времени [Schwartz, Clark, Cossarin, Rudolph, 2004]]. Тоникин [Tonikin, 2005] выделяет четыре типа образовательных вики: • индивидуальные вики, на которых пользователь сохраняет и редактирует свои мысли; • лабораторные вики, позволяющие хранить текущие записи, а также предоставляющие дополнительные возможности рецен­ зирования и редактирования со стороны одногруппников;

 
 
Глава з

• хранить все изменения, произошедшие с вики-статьями с мо­мента их создания.

Термин «вики» (происходит от гавайского слова wikiwiki «быстро-быстро») был впервые использован Уордом Каннигемом для описания концепции wikiwikiWeb — среды для быстрого ги­пертекстового взаимодействия. Первым вики-сайтом, появившим­ся в 1995 г., стало «Портлендское хранилище образцов», созданное Уордом Каннингемом. Примером использования этой технологии можно назвать онлайновую энциклопедию Wikipedia (http://www. wikipedia.org), которую Тим О'Рейли [O'Reily, 2005] охарактеризо­вал как построенную «вокруг неправдоподобной идеи, что энци­клопедическая статья может быть добавлена одним пользователем и отредактирована другим».

Несмотря на то что технология вики была разработана более десятка лет назад, она все еще не заняла должного места в обра­зовательной практике [Chao, 2007; Evans, 2006; Schaffert, Bischof, 2006] ни в качестве исследовательского метода, ни в качестве мето­да преподавания. Однако популярность вики привлекла внимание преподавателей-энтузиастов, которые видят в этой технологии воз­можность не только облегчить общение, но и способствовать про­цессу поиска, структурирования и совместного использования зна­ний [Reinhold, 2006]. Вики позволяет освоить совершенно особую культуру написания нелинейных электронных документов, кото­рая на сегодняшний день развита очень слабо. Данная концепция способствует развитию обучения в сотрудничестве (к этой катего­рии принято также относить кооперативное обучение, проектное обучение, проблемное обучение), стимулирует общение и груп­повую работу, облегчает обмен знаниями и опытом, способствует установлению духа сотрудничества, а не соревнования, поскольку реализованная на основе данной технологии радикальная модель коллективного гипертекста предоставляет возможность создания и редактирования любой записи каждому из членов сетевого сообще­ства. Это отличие делает вики наиболее перспективным средством для коллективного написания гипертекстов, современной элек­тронной доской, на которой может писать целая группа.

Популярность технологии вики как средства организации груп­повой работы объясняется простотой в использовании, гибкостью и открытым доступом, а также тем, что, в отличие от блогов (см. табл. 11), в вики можно просматривать и восстанавливать преды­дущие версии совместных публикаций. По мнению Киркпатрика [Kirkpatrick, 2006], основным достоинством вики являются сведен­ные до минимума технические трудности, что позволяет пользова­телям максимально концентрироваться на обмене информации и



 
2, Сервисы социальных закладок


 
вики для группового сочинительства;

• групповые репозитарии знаний.

Наиболее часто используемые сегодня в образовательной прак­тике системы управления содержанием (System Management Con­tent), разработанные на основе данной технологии, являются: Joomla! http://joomla.org; MediaWiki http://www.mediawiki.org; TWiki http://twiki.org; http://wikispaces.com.

Joomla!— одна из самых популярных в мире систем управления содержанием, включающих форум, блоги, опросы, возможность коллективного создания страниц. Но главное ее достоинство — огромное количество расширений, с помощью которых можно создать сообщество (сайт) с любым набором функций. Название Joomla! является фонетической транскрипцией слова «Jumla» (озна­чает «все вместе») из языка суахили.

Особенность системы — минимальный набор инструментов при начальной установке, который обогащается по мере необходи­мости. Это снижает загромождение административной панели не­нужными элементами и позволяет пользователю быстро познако­миться с разнообразными функциями, предоставляемыми данной системой, а также быстро ее установить.

MediaWiki — программный механизм для веб-сайтов, работаю­щих по технологии вики. Это один из самых мощных вики-движков, написанных специально для Википедии и использующийся во мно­гих других проектах фонда Викимедиа. MediaWiki — свободная про­грамма, написанная на РНР. Она предоставляет интерфейс работы с базой страниц, разграничение прав доступа к администрирова­нию системы, возможность обработки текста как в собственном формате, так и в форматах HTML, возможность загрузки изображе­ний и других.файлов, а также другие возможности.

Наиболее частое педагогическое применение вики — это ис­пользование для развития навыков письменной речи. Вики иде­ально выполняет функции инструмента для совершенствования письменной речи в силу того, что сайтом предоставляются допол­нительные возможности для размышления, проверки, публикации и анализа самого творческого процесса на всех его этапах. Бен Лэм (Lamb, 2004) отмечает пять основных преимуществ использования технологии вики для развития навыков письменной речи:

• стимулирует письменное выражение мыслей;

• предоставляет малобюджетный и эффективный инструмент
для коллективной работы;

• способствует более внимательному отношению к тексту — до­
полнительной проверке, редактированию и отсылке к ранее
выполненной работе;


• делает акцент на письме как процессе, а не на создании ко­
нечного продукта;

• позволяет студентам найти читательскую аудиторию.
Таким образом, в педагогической практике данный социальный

сервис может быть использован для:

• создания и хранения учебных баз данных и материалов (учеб­
ные сайты, энциклопедии, учебные программы, аннотиро­
ванные библиографии и т.д.);

• организации совместной работы над коллективными проек­
тами;

• профессионального общения с возможностью внесения кор­
ректив и дополнений со стороны коллег;

• проведения сетевых семинаров.

Практические задания

1. Ознакомьтесь с форматом вики на примере http://westwood.
wikispaces.com/Web+2.0. Посмотрите видеоролик Рассела Стэн-
нарда о том, как создать и использовать вики на http://www.
teachertrainingvideos.com/wikis/index.html, а также вики-страницу
Webheads in Action http://learningwithcomputers07.pbwiki.com/, соз­
данную сообществом преподавателей, увлеченных идеей внедрения
вики в учебный процесс. Как по Вашему мнению можно использо­
вать данную технологию в Вашей преподавательской практике?

2. Установите на своем компьютере бесплатную программу
Mediawiki, предварительно прочтите руководство по установке
программы на http://www.mediawiki.org/wiki/Manual:Installing_
MediaWiki/ru. Заведите себе вики-страницу, попробуйте исполь­
зовать свою вики-страницу для создания совместного документа,
организации мероприятия или работы над совместным проектом с
коллегами и студентами.

2. Сервисы социальных закладок

найти, оценить,эабобрить

diiqo

Сервисы социальных закладок позволяют пользователям хра­нить коллекцию своих закладок-ссылок на веб-странице. Любой пользователь сети Интернет может находить ссылки на интересу­ющие его темы, используя для поиска ключевые слова, поскольку



Глава


2, Сервисы социальных закладок




каждая закладка помечена одним или несколькими тегами. При этом пользователи сервиса могут добавлять ссылки с любого ком­пьютера, подключенного к сети Интернет. В педагогической прак­тике эти сервисы могут быть использованы для создания веблиогра-фий учебных материалов, для индивидуального и коллективного хранения ссылок на учебные материалы, а также для развития у студентов навыков поисковой и исследовательской деятельности, продвижения учебных сайтов и ресурсов.

http://del.icio.us — первый современный сервис закладок, кото­рый появился в сентябре 2003 г. Помимо вышеперечисленных воз­можностей на Delicious можно объединять все закладки, которые делают коллеги, друзья или кто-то из пользователей, имеющих с Вами схожие интересы. Сервис позволяет следить не только за ак­тивностью пользователей, которых Вы добавили в свою сеть, но и за появлением записей, к которым прикрепили какой-то опреде­ленный тег. Посредством данного сервиса студенты могут создавать веблиографию по своей теме исследования. Отличие от обычной веблиографии состоит в том, что каждая закладка должна быть помечена особыми тегами с комментариями, данные закладки до­бавляются и ими можно пользоваться с любого компьютера. Такая форма работы особенно важна при создании проектных групповых работ, когда преподаватель должен оценивать вклад в проект каж­дого участника группы.

Bobrdobr Http://www.bobrdobr.ru — российский аналог сервиса Delicious.

Visualize Http://vi.sualize.us/ построен по аналогии с другими сайтами социальных закладок, но в данном случае речь идет не о статьях и сайтах, а о графических изображениях, которые можно сохранять, категоризировать и описывать.

Diigo http://diigo.com является скорее социальной информацион­ной сетью, нежели просто сервисом социальных закладок. От дру­гих подобных сервисов его отличает наличие некоторых приспо­соблений, повышающих производительность исследовательской деятельности. Например, когда Вы читаете веб-страницу вместо привычного сохранения закладки, Вы можете выделить и анноти­ровать текст или медиасодержимое. Также возможно прикрепить примечания к определенным участкам страницы. Сделанные с по­мощью инструментов Diigo аннотации и примечания остаются по­стоянными: возвращаясь к оригинальной веб-странице, Вы будете видеть их, как если бы Вы подчеркнули текст или написали что-то на полях книги. Кроме того, вся информация: выделенные парагра-



фы или медиасодержимое страниц, примечания, теги сохраняются нa Diigo, создавая Вашу собственную коллекцию аннотаций.

Сообщество Diigo создали замечательный архив качественного содержания по различным темам, который может заинтересовать преподавателей иностранных языков. Например, если Вам необ­ходимо разыскать популярные ресурсы по электронным средствам обучения, на Diigo Вы найдете то, что хотите, гораздо быстрее, чем используя поисковые сервера.

Diigo также предоставляет новые способы контакта с пользова­телями, которые имеют похожие предпочтения. Вы можете искать «людей, как я» (people like me) — тех, кто ближе Вам по личным ин­тересам, кто работает в той же отрасли. Контактировать с этими людьми можно различными способами — предложить стать дру­гом, послать сообщение, пригласить в группу или просто добавить их к списку наблюдения (watchlist).

Таким образом, в учебном процессе данные сервисы могут быть

использованы для:

• создания качественной и актуальной веблиографии;

• поиска необходимой учебной информации;

• классификации и аннотации учебных материалов;

• установления контактов с коллегами, создания групп по ин­
тересам и темам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: