1. Заведите свой учебный блог на www.blogger.com. Для создания
блога необходимо:
а) завести почтовый ящик в системе Google www.gmail.com;
б) заранее придумать название блога (например, English for Law
Students), пароль для входа в блог (например, LawEnglish 2008 —
не менее 8 знаков), адрес блога (english41aw.blogspot.com);
в) выбрать шаблон дневника;
г) опубликовать первые записи — краткое описание целей и за
дач веблога, краткую информацию о себе.
2. Ознакомьтесь с содержимым блогов преподавателей англий
ского языка http://bettereflteacher.blogspot.com/, http://www.tefl.net/
alexcase/, http://coolcatteacher.blogspot.com/. К какому типу учебных
блогов Вы бы их отнесли? Каковы с Вашей точки зрения условия
успешной интеграции блог-технологий в процесс преподавания
иностранных языков?
3. Ознакомьтесь со статьей «50 самых влиятельных блогов мира»
http://palitra2055.livejournal.com/1253.html. Как Вы думаете, каким
образом можно привлечь внимание преподавателей к учебным бло-
гам? Должны ли учебные блоги быть открытыми или закрытыми?
Какие задания, предлагаемые на блогах, могут быть использованы
в Ваших учебных курсах?
Глава 3
Новейшие технологии Веб 2.0:
Перспективы и возможности их применения
В образовательном процессе
ВИКИ
MediaWiki
ВЛ tctatut want tt> to» fr«w.
Технология «вики», написанная на языке PHP1, является одной из главных составляющих Веб 2.0, которая позволяет любому пользователю редактировать текст сайта — писать, вносить изменения, удалять, создавать ссылки на новые статьи. Вики — свободно распространяемое средство для коллективного создания и редактирования, хранения, структуризации гипертекста, который помогает легко связывать между собой страницы или фрагменты базы данных. По мнению Е.Д. Патаракина [Патара-кин, 2007:7], в этой технологии «реализована радикальная модель коллективного гипертекста, когда возможность создания и редактирования любой записи предоставлена каждому из членов сетевого сообщества».
С помощью данной технологии возможно:
• редактировать страницы сайта непосредственно в веб-
браузере;
• поддерживать актуальность гиперссылок между страницами
сайта;
• использовать упрощенную разметку для текста вместо
HTML;
1 PHP — это скриптовый язык, разработанный для быстрого и удобного создания веб-страниц. РНР работает на стороне сервера и может использоваться как сам по себе, так и для «встраивания» кусков динамического кода в уже имеющиеся HTML страницы.
1, ВИКИ____________________________________________________ ' совместной работе. Таким образом, эта «прозрачная технология» [Weeler, Kellу, Gale, 2005] позволяет пользователю больше внимания уделять учебному заданию, не замечая программную платформу, с помощью которой это становится возможным. Таблица 11 |
Данная технология повышает качество асинхронной коммуникации, основными характеристиками которой являются вирту-альное присутствие, отсутствие помех для участия, связь с более широкой предметной областью, личная и групповая идентичность и взаимодействие, участие на демократичной основе, эволюция с течением времени [Schwartz, Clark, Cossarin, Rudolph, 2004]]. Тоникин [Tonikin, 2005] выделяет четыре типа образовательных вики: • индивидуальные вики, на которых пользователь сохраняет и редактирует свои мысли; • лабораторные вики, позволяющие хранить текущие записи, а также предоставляющие дополнительные возможности рецен зирования и редактирования со стороны одногруппников; |
• хранить все изменения, произошедшие с вики-статьями с момента их создания.
Термин «вики» (происходит от гавайского слова wikiwiki «быстро-быстро») был впервые использован Уордом Каннигемом для описания концепции wikiwikiWeb — среды для быстрого гипертекстового взаимодействия. Первым вики-сайтом, появившимся в 1995 г., стало «Портлендское хранилище образцов», созданное Уордом Каннингемом. Примером использования этой технологии можно назвать онлайновую энциклопедию Wikipedia (http://www. wikipedia.org), которую Тим О'Рейли [O'Reily, 2005] охарактеризовал как построенную «вокруг неправдоподобной идеи, что энциклопедическая статья может быть добавлена одним пользователем и отредактирована другим».
Несмотря на то что технология вики была разработана более десятка лет назад, она все еще не заняла должного места в образовательной практике [Chao, 2007; Evans, 2006; Schaffert, Bischof, 2006] ни в качестве исследовательского метода, ни в качестве метода преподавания. Однако популярность вики привлекла внимание преподавателей-энтузиастов, которые видят в этой технологии возможность не только облегчить общение, но и способствовать процессу поиска, структурирования и совместного использования знаний [Reinhold, 2006]. Вики позволяет освоить совершенно особую культуру написания нелинейных электронных документов, которая на сегодняшний день развита очень слабо. Данная концепция способствует развитию обучения в сотрудничестве (к этой категории принято также относить кооперативное обучение, проектное обучение, проблемное обучение), стимулирует общение и групповую работу, облегчает обмен знаниями и опытом, способствует установлению духа сотрудничества, а не соревнования, поскольку реализованная на основе данной технологии радикальная модель коллективного гипертекста предоставляет возможность создания и редактирования любой записи каждому из членов сетевого сообщества. Это отличие делает вики наиболее перспективным средством для коллективного написания гипертекстов, современной электронной доской, на которой может писать целая группа.
Популярность технологии вики как средства организации групповой работы объясняется простотой в использовании, гибкостью и открытым доступом, а также тем, что, в отличие от блогов (см. табл. 11), в вики можно просматривать и восстанавливать предыдущие версии совместных публикаций. По мнению Киркпатрика [Kirkpatrick, 2006], основным достоинством вики являются сведенные до минимума технические трудности, что позволяет пользователям максимально концентрироваться на обмене информации и
• групповые репозитарии знаний.
Наиболее часто используемые сегодня в образовательной практике системы управления содержанием (System Management Content), разработанные на основе данной технологии, являются: Joomla! http://joomla.org; MediaWiki http://www.mediawiki.org; TWiki http://twiki.org; http://wikispaces.com.
Joomla!— одна из самых популярных в мире систем управления содержанием, включающих форум, блоги, опросы, возможность коллективного создания страниц. Но главное ее достоинство — огромное количество расширений, с помощью которых можно создать сообщество (сайт) с любым набором функций. Название Joomla! является фонетической транскрипцией слова «Jumla» (означает «все вместе») из языка суахили.
Особенность системы — минимальный набор инструментов при начальной установке, который обогащается по мере необходимости. Это снижает загромождение административной панели ненужными элементами и позволяет пользователю быстро познакомиться с разнообразными функциями, предоставляемыми данной системой, а также быстро ее установить.
MediaWiki — программный механизм для веб-сайтов, работающих по технологии вики. Это один из самых мощных вики-движков, написанных специально для Википедии и использующийся во многих других проектах фонда Викимедиа. MediaWiki — свободная программа, написанная на РНР. Она предоставляет интерфейс работы с базой страниц, разграничение прав доступа к администрированию системы, возможность обработки текста как в собственном формате, так и в форматах HTML, возможность загрузки изображений и других.файлов, а также другие возможности.
Наиболее частое педагогическое применение вики — это использование для развития навыков письменной речи. Вики идеально выполняет функции инструмента для совершенствования письменной речи в силу того, что сайтом предоставляются дополнительные возможности для размышления, проверки, публикации и анализа самого творческого процесса на всех его этапах. Бен Лэм (Lamb, 2004) отмечает пять основных преимуществ использования технологии вики для развития навыков письменной речи:
• стимулирует письменное выражение мыслей;
• предоставляет малобюджетный и эффективный инструмент
для коллективной работы;
• способствует более внимательному отношению к тексту — до
полнительной проверке, редактированию и отсылке к ранее
выполненной работе;
• делает акцент на письме как процессе, а не на создании ко
нечного продукта;
• позволяет студентам найти читательскую аудиторию.
Таким образом, в педагогической практике данный социальный
сервис может быть использован для:
• создания и хранения учебных баз данных и материалов (учеб
ные сайты, энциклопедии, учебные программы, аннотиро
ванные библиографии и т.д.);
• организации совместной работы над коллективными проек
тами;
• профессионального общения с возможностью внесения кор
ректив и дополнений со стороны коллег;
• проведения сетевых семинаров.
Практические задания
1. Ознакомьтесь с форматом вики на примере http://westwood.
wikispaces.com/Web+2.0. Посмотрите видеоролик Рассела Стэн-
нарда о том, как создать и использовать вики на http://www.
teachertrainingvideos.com/wikis/index.html, а также вики-страницу
Webheads in Action http://learningwithcomputers07.pbwiki.com/, соз
данную сообществом преподавателей, увлеченных идеей внедрения
вики в учебный процесс. Как по Вашему мнению можно использо
вать данную технологию в Вашей преподавательской практике?
2. Установите на своем компьютере бесплатную программу
Mediawiki, предварительно прочтите руководство по установке
программы на http://www.mediawiki.org/wiki/Manual:Installing_
MediaWiki/ru. Заведите себе вики-страницу, попробуйте исполь
зовать свою вики-страницу для создания совместного документа,
организации мероприятия или работы над совместным проектом с
коллегами и студентами.
2. Сервисы социальных закладок
найти, оценить,эабобрить |
diiqo
Сервисы социальных закладок позволяют пользователям хранить коллекцию своих закладок-ссылок на веб-странице. Любой пользователь сети Интернет может находить ссылки на интересующие его темы, используя для поиска ключевые слова, поскольку
Глава
2, Сервисы социальных закладок
каждая закладка помечена одним или несколькими тегами. При этом пользователи сервиса могут добавлять ссылки с любого компьютера, подключенного к сети Интернет. В педагогической практике эти сервисы могут быть использованы для создания веблиогра-фий учебных материалов, для индивидуального и коллективного хранения ссылок на учебные материалы, а также для развития у студентов навыков поисковой и исследовательской деятельности, продвижения учебных сайтов и ресурсов.
http://del.icio.us — первый современный сервис закладок, который появился в сентябре 2003 г. Помимо вышеперечисленных возможностей на Delicious можно объединять все закладки, которые делают коллеги, друзья или кто-то из пользователей, имеющих с Вами схожие интересы. Сервис позволяет следить не только за активностью пользователей, которых Вы добавили в свою сеть, но и за появлением записей, к которым прикрепили какой-то определенный тег. Посредством данного сервиса студенты могут создавать веблиографию по своей теме исследования. Отличие от обычной веблиографии состоит в том, что каждая закладка должна быть помечена особыми тегами с комментариями, данные закладки добавляются и ими можно пользоваться с любого компьютера. Такая форма работы особенно важна при создании проектных групповых работ, когда преподаватель должен оценивать вклад в проект каждого участника группы.
Bobrdobr Http://www.bobrdobr.ru — российский аналог сервиса Delicious.
Visualize Http://vi.sualize.us/ построен по аналогии с другими сайтами социальных закладок, но в данном случае речь идет не о статьях и сайтах, а о графических изображениях, которые можно сохранять, категоризировать и описывать.
Diigo http://diigo.com является скорее социальной информационной сетью, нежели просто сервисом социальных закладок. От других подобных сервисов его отличает наличие некоторых приспособлений, повышающих производительность исследовательской деятельности. Например, когда Вы читаете веб-страницу вместо привычного сохранения закладки, Вы можете выделить и аннотировать текст или медиасодержимое. Также возможно прикрепить примечания к определенным участкам страницы. Сделанные с помощью инструментов Diigo аннотации и примечания остаются постоянными: возвращаясь к оригинальной веб-странице, Вы будете видеть их, как если бы Вы подчеркнули текст или написали что-то на полях книги. Кроме того, вся информация: выделенные парагра-
фы или медиасодержимое страниц, примечания, теги сохраняются нa Diigo, создавая Вашу собственную коллекцию аннотаций.
Сообщество Diigo создали замечательный архив качественного содержания по различным темам, который может заинтересовать преподавателей иностранных языков. Например, если Вам необходимо разыскать популярные ресурсы по электронным средствам обучения, на Diigo Вы найдете то, что хотите, гораздо быстрее, чем используя поисковые сервера.
Diigo также предоставляет новые способы контакта с пользователями, которые имеют похожие предпочтения. Вы можете искать «людей, как я» (people like me) — тех, кто ближе Вам по личным интересам, кто работает в той же отрасли. Контактировать с этими людьми можно различными способами — предложить стать другом, послать сообщение, пригласить в группу или просто добавить их к списку наблюдения (watchlist).
Таким образом, в учебном процессе данные сервисы могут быть
использованы для:
• создания качественной и актуальной веблиографии;
• поиска необходимой учебной информации;
• классификации и аннотации учебных материалов;
• установления контактов с коллегами, создания групп по ин
тересам и темам.