Проверка стартера в режиме полного торможения

Следует помнить, что с помощью прибора можно проверить стартер мощностью не более 5 кВт, потребляющий в режиме полного торможения силу тока не более 800 А.

Включают прямую передачу и затормаживают авто­мобиль с помощью тормозов. Включают стартер на 3 с и за это время определяют показания амперметра 1 и вольтметра 6.

Сила тока, потребляемого стартером, должна быть не более величин, указанных в табл. 4 для режима полного торможения, а напряжение на его зажимах не менее 8 В. Слишком малая сила тока указывает на увеличение сопро­тивления цепи стартера, поэтому в таком случае не­обходимо проверить состояние всех контактных соединений: наконечников проводов, клемм тягового реле, коллектора и щеток. При большей силе тока, потребляемой стартером, его снимают для проверки состояния обмоток.

По окончании проверки отсоединяют клемму прерыва­теля-распределителя от корпуса.

Проверка генератора переменного тока. Переводят пере­ключатель 11 в положение «РН, ОТ», а переключатель 15 амперметра в положение «40 А». Рукоятку 8 реостата нагрузки повертывают влево до упора, чтобы включить полное сопротивление реостата.

Рис.1. Переносной прибор для диагностирования автомобильного электрооборудования.

Для проверки генератора без нагрузки пускают двигатель и плавно увеличивают частоту вращения коленчатого вала, наблюдая за показаниями тахометра 3 и вольтметра 6. Как только напряжение генератора достигнет номинальной величины, следует снять показания тахометра. На авто­мобилях с дизелями частоту вращения коленчатого вала определяют по показаниям тахометра, установленного на щитке приборов. Генератор считают исправным, если часто­та вращения, при которой достигается номинальное напря­жение без нагрузки, не превышает допустимой величины. Например, напряжение исправного генератора Г250 дости­гает 14 В при 950 об/мин. Если вольтметр не показывает напряжение, то нажимают на кнопку 5, чтобы подключить обмотку возбуждения генератора к аккумуляторной батарее, и наблюдают за показаниями вольтметра 6. Если и при этом стрелка вольтметра не отклоняется, то генератор неисправен.

Если без нагрузки генератор развивает номинальное напряжение, то производят проверку генератора под на грузкой на номинальную мощность. Для этого плавно вращают вправо рукоятку 8 реостата нагрузки и наблюдают за возрастанием силы тока по показаниям амперметра 1 поддерживая одновременно напряжение на уровне номинальной величины увеличением частоты вращения колен чатого вала двигателя и наблюдая за показаниями тахо­метра 3.

Генератор считают исправным, если частота вращения, при которой напряжение и сила тока достигают номи­нальных значений, не превышает допустимой величины. Например, у исправного генератора Г250 сила тока номи­нальной нагрузки 28 А при номинальном напряжении 14 В достигается при частоте вращения ротора не более 2100 об/мин.

Проверка реле-регулятора. Переключатель 10 переводят в положение «~Р», а рукоятку 8 реостата нагрузки — влево до упора.

Перед регулировкой контактного регулятора напряжения необходимо осмотреть рабочую поверхность контактов, замерить зазоры между якорьком и сердечником, якорьком и ярмом, между контактами и при необходимости отрегули­ровать их величину.

Пускают двигатель и плавно увеличивают частоту вращения коленчатого вала до частоты вращения ротора генератора 3000 об/мин, наблюдая за вольтметром 6 и контролируя частоту вращения коленчатого вала тахо­метром 3.

Плавным вращением рукоятки 8 вправо увеличивают силу тока нагрузки до 50% номинальной нагрузки генератора. Например, для генераторов пере­менного тока Г250—14 А, генератора Г272—10 А и т. п. Если при этой нагрузке напряжение генератора не будет соответствовать пределам регулируемых параметров, то производят в контактных регуляторах регулировку натяжения пружины.

В бесконтактных регуляторах необходимая величина регулируемого напряжения устанавливается подбором резисторов делителя. Интегральные регуляторы заменяются.

Проверка и регулировка регулятора напряжения РР380. Устанавливают переключатель 12 в положение «12 В», переключатель 4 в положение «4», переключатель 10 в положение «~ Р», переключатель 11 в положение «РН, ОТ», переключатель 15 амперметра в положение «40 А». Поворотом влево до упора рукоятки 8 включают в цепь полное сопротивление реостата нагрузки.

Плавно увеличивают частоту вращения коленчатого вала двигателя до частоты вращения ротора генератора 5000 об/мин, наблюдая за вольтметром 6. Рукояткой реостата 8 устанавливают силу тока нагрузки 7 А. При этом напряжение генератора должно быть 13,9—145 В (вторая ступень регулирования).

Следует помнить, что во время испытания вольтметр прибора показывает напряжение примерно на 0,2 В боль­ше фактического.

Если напряжение не соответствует указанным величинам, производят регулировку натяжения пружины регулятора (см. рис.2).

Далее увеличивают силу тока нагрузки до 25—35 А. Напряжение генератора должно быть на 0,2—0,7 В ниже предыдущего значения (первая ступень регулирования).

Регулировку напряжения первой ступени произво­дят путем изменения зазора между якорьком и сердечни­ком (см. рис.3), смещая стойку. При этом зазор между контактами второй ступени должен быть 0,4—0,5 мм. Зазор между контактами регулируется смещением стойки контакта (см. рис.4).

Рис.2. Регулировка натяжения пружины регулятора.

Рис.3.Регулировка зазора между якорьком и сердечником в регуляторе напряжения.

Рис.4. Регулировка зазора между нижними контактами в регуляторе напряжения.

После изменения зазора между якорьком и сердечником необходимо отрегулировать напряжение второй ступени на­тяжением пружины.

Диагностирование системы зажигания. Устанавливают переключатель 12 в положение «12 В», переключатель 4 в положение «4». «б» или «8» в зависимости от числа цилинд­ров двигателя; переключатель 10 в положение «~Гр=»; переключатель 11 в положение «БАТ, СТ»; рукоятку 8 влево до упора, переключатель 15 в положение 800 А.

Проверка конденсатора в контактной системе. Проверка производится при неработающем двигателе. Отсоединяют проводник конденсатора от клеммы прерывателя и под­соединяют к ней провод с клеммой «Пр» прибора. При проверке емкости конденсатора устанавливают переключа­тель 11 в положение «Сх», нажимают на кнопку 2 «Конден­сатор» и считывают показания прибора 3. Отсчет производят по шкале 0—5, результат умножают на 0,1 мкФ. Емкость исправного конденсатора должна быть в пределах, при­веденных в табл. 5.

Для проверки сопротивления изоляции конденсатора переключатель 11 устанавливают в положение «Риз», нажи­мают на кнопку 2 «Конденсатор» и считывают показания прибора 3. При исправном конденсаторе стрелка прибора будет в зоне «Риз».

При проверке конденсатора необходимо соблюдать пре­досторожность: в момент определения сопротивления изоля­ции конденсатора не касаться его вывода, так как к нему подводится напряжение 500 В, не нажимать на кнопку 2 «Конденсатор» при работающем двигателе, так как прибор Э214 может выйти из строя.

Проверка переходного сопротивления контактов прерыва­теля. Переключатель 11 устанавливают в положение «Ук». Вращением коленчатого вала двигателя пусковой рукоят­кой устанавливают контакты прерывателя в замкнутое состояние и считывают показания прибора 3, который будет регистрировать падение напряжения на контактах, что позволит судить о переходном сопротивлении на них.

Отсчет производят по шкале 0—5, результат умножают на 0,1 В. При падении напряжения более 0,1 В контакты зачищают.

Проверка угла замкнутого состояния контактов прерыва­теля. Переключатель 11 переводят в положение «аз». Пускают двигатель и устанавливают частоту вращения коленчатого вала двигателя 1000 об/мин. Стрелка прибора 3 должна находиться в пределах зоны «аз», соответствующей числу цилиндров проверяемого двигателя.

В случае необходимости угол замкнутого состояния контактов прерывателя регулируют изменением зазора меж­ду контактами. При неработающем двигателе снимают крыш­ку и ротор распределителя. Затем ослабляют винт крепле­ния пластины неподвижного контакта. Включают стартер и, осторожно поворачивая отверткой эксцентрик, устанавли­вают такую величину зазора между контактами, чтобы стрелка прибора 3 расположилась в пределах соответствую­щей зоны. После этого устанавливают на место ротор и крышку, пускают двигатель и по прибору 3 снова проверяют угол замкнутого состояния контактов.

Проверка рычажка прерывателя и его пружины. Увели­чивают частоту вращения коленчатого вала двигателя до 3500—4000 об/мин и по прибору 3 проверяют угол замкнуто­го состояния контактов. При нормальной упругости пружины и малом износе оси и втулки рычажка прерывателя угол замкнутого состояния контактов уменьшается не более, чем на половину зоны «из», соответствующей числу цилиндров проверяемого двигателя. В случае большего изменения угла необходимо заменить рычажок прерывателя вместе с пружиной.

Диагностирование двигателя в случае перебоев в его работе. Проверяют исправность системы зажигания по ха­рактеру искрообразования между электродами искрового разрядника 7 прибора. Перед проверкой между остриями разрядника устанавливают зазор 7 мм Пускают двигатель и вынимают высоковольтный провод из бокового отверстия крышки распределителя (например, провод первого цилинд­ра), а вместо него устанавливают провод от разрядника 7. Плавно увеличивают частоту вращения коленчатого вала двигателя до 3000—3500 об/мин и наблюдают за характе­ром искрообразования между электродами разрядника. При исправной системе зажигания искрообразование в раз­ряднике будет бесперебойным. Такую проверку проводят поочередно для каждого цилиндра, выявляя неисправность.

Диагностирование двигателя при отказе запуска. Если двигатель не пускается, то вынимают высоковольтный провод из вывода высокого напряжения катушки зажигания и под­ключают к выводу катушки провод от разрядника 7 при­бора. Включают стартер и наблюдают за искрообразованием на разряднике. При исправной системе искрообразование будет бесперебойным.

В случае перебоев, слабой искры или отсутствия искры в разряднике поочередно проверяют состояние аппаратов системы зажигания.

Если при замыкании контактов прерывателя и включен­ном зажигании нет тока в цепи низкого напряжения, то проверяют цепь на обрыв или нарушение контакта в цепи. Для этого устанавливают переключатель 11 прибора в положение «БАТ, СТ», а провод с клеммой «М» подсоеди­няют к корпусу двигателя. Все остальные провода прибора должны быть отключенными.

Включают зажигание, размыкают контакты и проводом с клеммой «Б» прибора поочередно касаются клемм первич­ной цепи (см. рис. 5-7) аналогично включению конт­рольной лампы в соответствующие положения и наблюдают за показаниями вольтметра 6.

При исправном выключателе зажигания и отсутствии обрыва в цепи вольтметр будет показывать напряжение батареи. В случае обрыва провода или нарушения контакта в выключателе зажигания вольтметр будет измерять напря­жение только на одной из клемм участка цепи или прибора. Например, при обрыве дополнительного резистора вольтметр не регистрирует напряжения при подключении провода с клеммой «Б» прибора к клемме «ВК» резистора, а при подключении провода к клемме «ВК-Б» резистора вольт­метр будет показывать напряжение батареи.

Проверка состояния транзистора коммутатора ТК102 производится при включении зажигания, замкнутых кон­тактах прерывателя и отсутствии обрыва в цепи низкого напряжения.

Рис.5.Схема контактной системы зажигания автомобилей ВАЗ

Для проверки транзистора подключают провод с клеммой «М» прибора Э214 на корпус коммутатора, а провод с клеммой «Б»— к немаркированной (безымянной) клемме коммутатора. При замкнутых контактах прерывателя и исправном транзисторе вольтметр 6 прибора будет пока­зывать напряжение около 1В, а при разомкнутых кон­тактах — напряжение аккумуляторной батареи. При проби­том транзисторе вольтметр показывает напряжение батареи как при замкнутых, так и при разомкнутых контактах пре­рывателя первичной цепи системы зажигания.

Рис.6. Схема системі зажигания ЗИЛ.

Рис.7. Бесконтактная система зажигания ГАЗ-53А и ГАЗ-24.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: