Программа казахской социалистической партии «уш-жуз»

24 декабря 1917 г.

Рассудите вы сами, 82-гербовое племя трех жузов, вы наш отец, рассудите нас двух братьев – «Алаш» и «Уш-Жуз». Скажите свое истинное слово, положите руку на сердце, не кривя душою, не отдавая предпочтения никому из нас, положите свои шары на выборах в Учредительное собрание. То, что они сулят, то, что обещают вам, вы можете увидеть из их программы. Вот и мы преподносим Вам свою программу:

1. Прекратить немедленно кровопролитную войну, всеуничтожающую, всепожирающую, так губительно сказывающуюся и на жизни казахов, и заключить мир без аннексий и контрибуций.

2. Вырвать бразды правления из рук Петербурга и передать городу Томску, присоединиться и по-прежнему иметь в лице русских своего старшего брата, – так твердит партия «Алаш»... Казахи не хотят любого русского иметь своим братом... Если поступить так, как требует «Алаш», присоединиться к сибирской автономии, то наши братья из Большого и Малого жузов, находящиеся в отдалении от нас, а так же наши братья киргизы никогда к нам не придут и останутся навеки в составе Средней Азии, Туркестане*.

3. Не верь «мусульманству» татар и узбеков, рой себе могилу подальше от них – так говорит лидер партии «Алаш» Алихан**.

Нет, это неверно! Кто же, как не они, направил на путь истины племя трех жузов, блуждавших в темноте неверия, кто им открыл глаза на праведного бога-создателя, помог разобраться, где белое, где черное. Кровь к крови тянет, как гласит пословица. Ведь нашим кровным братьям, которые никогда не оставляют в беде, всегда готовы протянуть руку помощи, являются десятиколенные татары, восьмиколенные туркмены, родственные нам узбеки – так говорит партия «Уш-Жуз». Она за то, чтобы в содружестве с народами Средней Азии и Туркестана составить Федерацию, чем подчиняться далекой от нас и близкой к дьяволу Томи, Сибири.

4. Партия «Алаш» говорит: При рассмотрении на Учредительном собрании вопроса о переделе земли будет достаточным, если каждый казах получит земли по норме Щербины в расчете на каждые 24 головы***.

Нет! В таком случае казахи лишатся миллионов десятин земли, которой и сейчас не хватает, и народ останется «на бобах», «сядет в галоши», не имея возможности ни пасти, ни сеять, потому что, как известно, многие казахские земли – пустыни, полупустыни и песчаные красноземы.

Это было бы для казахов равносильно самоубийству. Это значит, что в такое благодатное время... казахи будут обречены на голод и нищету. Просить землю по нормам Щербины, установленным в черные дни вчерашних властей, это значит обрекать жаждущего на безводье и лишать бедного капли холодной воды или аромата целительного кумыса.

Видя такие несуразности партии «Алаш», партия «Уш-Жуз» не может не выражать своего возмущения.

5. Лидер «Алаша» Алихан говорит, что не следует включать в будущий кодекс казахов ни духа, ни буквы Корана, шариата. Мы тоже за то, чтобы не брать из Корана неверные, не подходящие места. Хорошо, не будем заниматься членолишением. Но ведь в вопросах наследства, не говоря уже о браке, разводе и т.д. справедливыми положениями Корана руководствуются даже неверные в своих окружных судах. Даже в казахских обычаях нет этого. Шариат требует от баев обязательной мзды в пользу бедных по одной голове от 30 коров, 40 овец, 100 лошадей, 10 пудов хлеба из урожая. Шариат учит, чтобы мы не пили водку, не ели свинины, чтобы дом держали в чистоте, чтобы сами были опрятными.

Как же можно не включать такие справедливые требования шариата в закон казахского суда? Ведь это сплошная нелепость, так говорит партия «Уш-Жуз»…

6. «Алаш» предлагает открыть земства по русскому образцу. Нет, земство оседлого населения не подходит к условиям кочевой жизни казахов. Лучше решать вопросы совместно с аксакалами и баями, что больше отвечает интересам скотоводства. Не будем ратовать за земство уподобляться мотыльку, слепо тянущемуся к свету и обжигающемуся у горячей лампы, – так говорит партия «Уш-Жуз»...

7. Оказывать всемерную помощь бедным, беззащитным, обездоленным, не давать впредь бедняков в обиду сильным и злым.

8. Хотя «Алаш» не говорит открыто, но по их поведению видно, что они тяготеют к кадетам. Нет, говорит «Уш-Жуз», тогда бог нас накажет, лучше уж собраться всем мусульманским депутатам воедино и держаться с социал-революционерами, которые за федерацию.

Ну, казахи наши, разберитесь теперь сами и решайте.

Программы политических партий России. Конец XIX – начало ХХ вв. М., 1995. C. 238-240.


[1] Проект программы был принят без изменений II общеказахским съездом партии «Алаш», специальной публикации программы не было.

[2] На 1-м и 2-м съездах «Алаш» казахскими были названы земли Уральской, Тургайской, Акмолинской, Семипалатинской и Сырдарьинской областей, т.е. территории, входившие до присоединения Казахстана к России в состав казахских феодальных образований.

[3] Муфтиат – духовное управление мусульман в определенном регионе. Муфтий имел право выносить решения по религиозно-юридическим вопросам. В 1917 г. территорию Казахстана обслуживали духовные управления Оренбурга, Омска, Ташкента.

[4] Споры о вдовах. – В обычном праве казахов как пережиток группового брака сохранялось право левирата, согласно которому молодая вдова с малолетними детьми через год после смерти мужа выходила замуж за близкого родственника мужа, который на правах наследника распоряжался всем имуществом и воспитывал детей.

Право левирата распространялось не только на вдов, но и на невест в случае смерти жениха (уже уплатившего калым). По праву левирата, жена усопшего должна была выйти замуж за одного из его родных братьев, а за неимением таковых и за двоюродного брата, но уже при согласии отца невесты. Когда по тем или иным причинам это право нарушалось, вопрос о вдовах и невесте, у которой умер жених, рассматривался в судах биев.

* Имеется ввиду, что, в отличие от Среднего жуза, имевшего экономические и административные связи с Сибирью, Старший жуз входил в состав Туркестанского генерал-губернаторства, а Младший тяготел к Уралу.

** Имеется в виду А.Н.Букейханов, один из лидеров партии Алаш.

*** Речь идет о трудовой норме, предложенной известным исследователем Щербиной, который считал необходимым давать определенное количество земли для кочевника в расчете на 24 головы крупного рогатого скота.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: