Тропы, основанные на перекличке значений

Каламбур − игра слов с установкой на комический эффект. Выразительность каламбура заключается в семантической двуплановости, проявляющейся в результате игры с многозначными словами, омонимами, паронимами, однокоренными словами: Народ был, народ есть, народ будет есть; Правый руль на левой машине; За убеждения приходится платить, за заблуждения − расплачиваются другие; Хочешь чаю, Никанор? − Нет, спасибо, я уже отчаялся (Е. Петров).Нередко каламбур основан на намеренном искажении звукового облика слова: Красота − дело нашивное; Контактная Лиза; Сипящая красавица.

Амфиболúя употребление слова в таком контексте, в котором это слово способно реализовать два разных значения (лексических или грамматических): Если взглянули в зеркало, но никого там не обнаружили, вы неотразимы; Мы ели пирог с бухгалтером.

Реминисценция включениевтекст фрагмента чужого (прецедентного текста) иногда в трансформированном виде с целью намёка на сопутствующие данному тексту или находящиеся в контрасте с этим текстом смыслы. Реминисценцию трактуют как разновидность аллюзии (намёка на какое-либо событие, факт, лицо). Выразительность данного приёма заключается в создании подтекста, своеобразной семантической двуплановости. Не все исследователи, однако, относят реминисценции к тропам, считая, что данный приём усиления выразительности обладает гибридной природой. Рождённые ползать могут довольно быстро продвигаться (ассоциация с крылатым выражением из “Песни о соколе” М.Горького “Рождённый ползать летать не может”).

Реминисценции зачастую используются для создания иронической тональности: “ Да мне нравились девушки в белом. А теперь мне любить голубых? ” (из газетной статьи И.Мартынова). Шутливый комментарий высказывания А. Тулеева “Если заработают фабрики, заводы, задымятся трубы, тогда появятся деньги, зелёные, российские. Вот единственный выход” − Если вам вдруг покажется, что заводы заработали, фабрики задымили, а рубли позеленели − не просыпайтесь. Вот единственный выход (Из газет).

Тропы являются важнейшим средством придания речи наглядности и действенности. Кроме экспрессивной функции, тропы могут выполнять также изобразительную и оценочно-характеризующую функцию.

Общие рекомендации по использованию тропов в речи.

1) Руководствоваться целесообразностью (тропы быть уместными и легко интерпретируемыми);

2) Руководствоваться мерой (не перенасыщать);

3) Избегать приевшихся выражений.

Фигуры

Фигура − это средство усиление выразительности, основанное на игре со структурой слова, фразы, сверхфразового единства или структурой всего текста в целом.

В зависимости от протяжённости линейного ряда, в котором наблюдается игра с элементами плана выражения, различают микрофигуры, макрофигуры.

Микрофигура − это игра с элементами плана выражения слова. Типология микрофигур: фигуры размещения (метатеза, анаграмма, гендиазис); фигуры убавления (аферезис, апокопа, синкопа, синерезис); фигуры прибавления (протеза, парагога, эпентеза, диэреза; звуковые повторы, гомеология и др.).

Макрофигура − это игра с элементами плана выражения фразы, структурными элементами сверхфразовых единств или всего текста.

Фигуры синтагматические – это приёмы усиления выразительности, определяющиеся соотношением и позициями языковых единиц в линейном ряду.

Фигуры синтагматические: фигуры прибавления (фигуры прибавления контрастирующих по значению, синонимичных или созвучных слов – антитеза, диада, градация, парономазия; фигуры прибавления тождественных единиц (слов или грамматических структур) – геминация, диафора, полиптот, полисиндетон, синтаксический параллелизм, период); фигуры размещения (гипербатон, сегментация, парцелляция), фигуры убавления (асиндетон, эллипсис, апозиопéзис).

Фигуры иллокутивные – это приёмы усиления выразительности высказывания. основанные не на изменении соотношений и позиций языковых единиц в линейном ряду, а на подчёркнутой грамматическими средствами авторизации. Авторизация проявляется в выражении отношения автора к предмету речи / собеседнику, а также в эксплицированном специальными языковыми средствами стремлении автора к эмоциональному и интеллектуальному контакту с адресатом речи. К иллокутивным фигурам относятся: восклицание, риторический вопрос, медитативный вопрос, вопросно-ответный ход, риторическое обращение, бенедикция (восхваление), инсультация (оскорбление) и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: