Фигуры прибавления тождественных единиц

Амплификация (как всякого рода избыточность) связывается также с лексическими повторами, а также повторами грамматических конструкций.

Геминация − контактный повтор слова, словосочетания или предложения три и более раза (в широком понимании − любой контактный повтор). Дайте волю, волю, волю, И не надо счастья мне (М. Лермонтов); Но такая ситуация, я думая долго не продержится, опять наступит кризис. И опять скажут: где, где, где эти люди, которые могут что-то делать?! (из газет).

Диафора – последовательное употребление в тексте одного и того же слова в разных, хотя и не противоположных значениях: Суббота есть суббота; Жизнь есть жизнь; В Америке работают, если хорошо платят, а у нас в России если платят − хорошо (из газет).

Полиптот – повтор слова в разных падежах, более широкое определение − повтор форм одного и того слова (любой изменяемой части речи): Я пережил и многое и многих и многому изведал цену я (П. Вяземский); Лицом к лицу Лица не увидать. Большое видится на расстояньи (С. Есенин). Полиптотчасто встречается в пословицах и поговорках: Рыбак рыбака видит издалека, Ворон ворону глаз не выклюнет.

Полисиндетон – многократный, преднамеренный повтор служебного слова: союза, предлога (для повтора союза используется специальный термин – многосоюзие). … И для него воскресли вновь / И божество, и вдохновенье, / И жизнь, и слёзы, и любовь (А. Пушкин). Тянулись тихо дни мои / Без божества, без вдохновенья, / Без слёз, без жизни, без любви (А. Пушкин). Псевдокультура ни словом, ни жестом может и не отличаться от культуры, но делом, но последствием, но своею ошибочностью −отличается (С. Залягин).

Синтаксический параллелизм повтор синтаксической конструкции, симметричное (с полным или частичным тождеством) строение рядом стоящих фраз или частей фраз: Начал во здравие − кончил за упокой; Уйдут старые − придут молодые; Утром деньги − вечером стулья (И.Ильф, Е.Петров); Человек, получивший благодеяния, должен всю жизнь помнить об этом, а человек, оказавший благодеяние, должен сейчас же забыть об этом (Демосфен);

В конструкциях, построенных по принципу синтаксического параллелизма, можно выделить следующие признаки: 1) одинаковое количество компонентов в параллельных синтаксических конструкциях, 2) одинаковые синтаксические отношения между этими компонентами, 3) одинаковое расположение компонентов синтаксических конструкций, 4) наличие не менее двух синтаксических единиц в составе синтаксического параллелизма.

Синтаксический параллелизм регулярно контаминируется с другими видами повтора как в поэтической, так и прозаической речи: Утихает светлый ветер, /Наступает серый вечер (А. Блок); Светлою волною всколыхнулись свечи. / Тёмною волною всколыхнулись думы (М. Цветаева); В мужчине − мужество властвования, а в женщине − мужество подчинения (Аристотель).

Период двучастное сложное синтаксическое образование, первая часть которого представляет ряд однотипных параллельных (однотипных) синтаксических конструкций, произносимых с восходящим движением тона, а вторая часть, являющая собой предугадываемый вывод, произносится с нисходящим движением тона: Если мы взялись за это дело, если мы потратили столько времени и сил на организацию работы, если все надеются на нас, − неужели мы остановимся? (А. Мень); Я буду работать, я буду спасать, я буду приносить жертвы, я буду терпеть, я буду отважно драться и буду делать всё от меня зависящее, как если бы исход всей битвы зависел лишь от меня одного (Рональд Рейган);

Диффузную зону между фигурами повтора и фигурами размещения занимают все позиционные виды повтора, так как они совмещают в себе повтор языковых единиц, размещаемых специфическим образом в структуре высказывания, текста.

К позиционным видам повтора относятся: анафора, эпифора, анаэпифора, симплока, анадиплозис, кольцо, анаэпифора, фигуры гипербатона.

Анафора – повтор начальных частей смежных или близлежащих предложений: Суров закон. Суров, но справедлив; Пять лет − это так много. Пять лет − это так мало (из газет); Я люблю работу: она захватывает меня целиком. Я могу часами сидеть и смотреть, как другие работают (Джером Джером).

Эпифора − повтор финальных частей смежных или близлежащих предложений: Из страны утекают не только мозги, но и мышцы, если у них есть мозги (М. Жванецкий); Врачи удивляются, как при таком лечении больные еще живы. Больные удивляются, как при такой зарплате врачи еще живы (М. Жванецкий).

Анаэпифора (объединение анафоры и эпифоры) − повтор тождественных начальных и тождественных конечных элементов в нескольких параллельных отрезках речи: Словарь Вильяма Шекспира по подсчёту исследователей составляет 12 тысяч слов. Словарь негра из племени “Мумбо-Юмбо” составляет 300 тысяч слов. Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью (И. Ильф, Е. Петров).

Симплока − повтор серединной части в смежных стихах или членах фразы: Молодым везде у нас дорога, / Старикам везде у нас почёт (В. Лебедев-Кумач); Умный ближе мудрого, добрый ближе святого (И. Ахметьев). Симплокой называют также объединение анафоры и эпифоры.

Анадиплóзис (стык, подхват) − повтор конечного элемента какого-либо отрезка речи (части предложения, предложения, стихотворной строки и др.) в начале следующего за ним соответствующего отрезка речи: О весна без конца и без краю −/ Без конца и без краю мечта! (А. Блок); Придёт оно большое как глоток, − / Глоток воды во время зноя летнего (Р. Рождественский); Отвечать за себя, отвечать за страну каждый должен лично. Каждый должен лично делать выбор (Из газет).

Кольцо повтор начального элемента какого-либо отрезка речи в конце этого отрезка: Как живётся вам − хлопочется −Ёжится? Встаётся − как? (М. Цветаева); Ах, пальто ты, пальто! Кто тебя придумал, кто? (В. Астафьев);

Гипербатон – общее название фигур, связанных с обратной перестановкой слов. Различают хиазм, антиметаболу, инверсию. В основе хиазма и антиметаболы лежит повтор слов.

Хиазм –фигура, состоящая в перекрёстном повторении (зеркальной перестановке) одних и тех же элементов (слов и / или членов предложения) в двух смежных словосочетаниях или предложениях. Различают лексический хиазм (перекрёстное повторение одних и тех же слов) − Главное − овладеть. Что при Тутанхамоне, что при демократии. Власть и деньги. Деньги и власть (из газет); синтаксический хиазм (перекрёстное повторение одних и тех же членов предложения) − Испанский гранд, как вор, / Ждёт ночи и луны боится (А.Пушкин); контаминированныйлексический и синтаксический хиазм − Теперь октябрь не тот, / не тот октябрь теперь (С. Есенин).

Антиметабола – гибридная фигура, совмещающая в себе структурные признаки хиазма и семантические признаки антитезы: Я живу не для того, чтобы есть, а ем для того, чтобы жить (Квинтилиан); Судья − это говорящий закон, а закон − это немой судья (Цицерон). Первая часть фигуры с исходным расположением слов и вторая с обратным получают разное значение. Таким образом, внешнее сходство слов, которое сначала даёт повод к сопоставлению, завершается различением и даже противопоставлением, как в антитезе: Всё дикое сделалось привычным, всё привычное диким (В.Астафьев); Чтобы стать оптимистом, достаточно рост трудностей принимать за трудности роста (В. Колечицкий); Удивительно! Когда мне было 20 лет, я думала только о любви. Теперь же я люблю только думать (Ф. Раневская).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: