Антитеза (от греч. anti – против, thesa – положение) – фигура, основанная на актуализации отношений контраста, реализуется обычно в высказываниях, содержащих лексические или контекстуальные антонимы. Эта фигура представляет собой контрастную аплификацию. Высказывания обычно (но не обязательно) имеют две ритмические группы, скрепляемые интонацией противопоставления и / или соединяемые противительными, разделительными и даже соединительными союзами: Жизнь коротка, искусство вечно; Миллионы − за мир, а миллионеры − за войну.
Это очень активно используемая в речи фигура, так как она отражает существенную характеристику познания − двоичный поиск. Многие русские пословицы основаны на контрасте: От умного и брань на пользу, от дурака и ласковое слово ни к чему; Чужая жена − лебедушка,а своя − полынь горькая; Не тот друг, кто мёдом мажет, а тот, кто правду скажет; Смолоду прорешка,а под старость дыра. Регулярна антитеза и в афоризмах: Учёность − это сладкий плод горького корня (Исократ); Трудно привести к добру нравоучениями, легко примером (Сенека); Брак — это лихорадка, которая начинается жаром, а кончается холодом (Гиппократ). Активно используется антитеза в публицистике: лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным; персонал наш, зато зарплата американская; русская, а красавица.
Есть несколько разновидностей антитезы, представляющих собой гибридные фигуры.
Синкризис − употребление ряда контрастных по значению слов в структурах с синтаксическим параллелизмом: Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет; Ученье − свет, а неученье − тьма; Черен мак, да сладок; бела редька, да горька; Дни такие длинные, а годы такие короткие! (Альфонс Доде); Избыток скорби смеется. Избыток радости плачет (Уильям Блейк).
У него − твой профиль
выколот снаружи,
А у меня − душа
исколота внутри.
(В. Высоцкий)
Парадиастола − противопоставление слов-синонимов: Он не ел, а вкушал (А. Чехов); Письма не было и не было, а теперь он не жил, а только существовал в непрестанном ожидании (И. Бунин); В Купеческом клубе жрали аршинных стерлядей на обедах. В Охотничьем разодетые дамы кушали деликатесы (В. Гиляровский).
Грамматическая антитеза – противопоставление грамматических значений словоформ одной лексемы: О, будьте уверены, что Колумб был счастлив не тогда, когда он открыл Америку, а когда открывал её (Достоевский).
Квазиантитеза − соединение не контрастных по значению слов в структуре со значением противопоставления: В огороде бузина, а в Киеве дядька.
Диада − употребление пары синонимов в однородном ряду. Данная фигура активно использовалась античными риторами для ритмизации слога, придания ему благозвучности: “Предстоит мне здесь в одно и то же время и правду открыть, и порочащих уличить − порочащих ту Елену, о которой единогласно и единодушно до нас сохранилось и верное слово поэтов, и слава имени её, и память о бедах” (Горгий “Похвала Елене”); “Итак, в деле с посольством Филипп впервые обманул, а эти вот преступники впервые ему продались, − и я снова подтверждаю, что и тогда и теперь не переставал спорить и препираться с ними по этому поводу” (Демосфен “За Ктесифонта о венке”).
Градация − ряд (не менее трех) слов (словосочетаний, частей предложения, предложений), расположенных в порядке их возрастающей, или убывающей семантической и/или эмоциональной значимости (по сути, это гибридная фигура, так как в ней сочетается повтор и размещение): Кто сделал людям добро, тот добрый человек; кто пострадал за совершённое им добро, тот очень добрый человек; кто принял за это смерть, тот достиг вершины добродетели, героической и совершенной (Ж. Лабрюйер); Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым (С. Есенин).
Градация сочетает в себе сопоставление по сходству и по контрасту, поскольку составляющие ее компоненты имеют в значении общее и в то же время противопоставлены друг другу по интенсивности проявления этого общего. В качестве синтаксической основы градационного ряда обычно выступает перечислительная конструкция.
Различают две основные разновидности градации – климакс, или восходящую градацию, и антиклимакс, или нисходящую градацию.
Климакс (от греч. klimax − лестница), или восходящая градация, – разновидность фигуры градации, в которой ее элементы расположены в порядке возрастания.
В зависимости от целей, преследуемых адресантом, климакс может строиться на усилении эмоциональности либо на интенсификации интеллектуальной оценки: Находиться среди нас ты уже больше не можешь; я этого не потерплю, не позволю, не допущу (Цицерон “Первая речь против Луция Сергия Катилины”); Время летит: минута, век, эра.
Антиклимакс (от греч. anti − против и klimax − лестница), или нисходящая градация, − разновидность стилистической фигуры градации, в которой части высказывания располагаются в порядке убывания смысловой и/или эмоциональной значимости. Данная разновидность градации менее частотна, чем противостоящий ей по характеру построения климакс. В отличие от климакса, антиклимакс довольно редко используется для передачи эмоционального настроя. Чаще эта разновидность градации употребляется для выражения оценки, в том числе иронической: У старинушки − три сына: Старший умный был детина, Средний был и так и сяк, Младший вовсе был дурак (П. Ершов).
Градация может быть выражена различными языковыми средствами. Так, нарастание эмоциональной значимости может быть передано фонетическими средствами (интонацией и громкостью голоса), которые на письме обозначаются графически:
Мне тяжко по нею,
− Гляди, − я синею,
Уже сатанею,
Кричу на бегу:
«Не надо за шею!
Не надо за шею!!
Не надо за шею!!!
− Я петь не смогу!»
(В. Высоцкий)
Градация может быть усилена графическими средствами: Чистый район. Чистый город. Чистая Сибирь (стенд наружной рекламы).
Одной из универсальных форм стилистической фигуры градации является градация нумерическая, т.е. построенная при помощи чисел: Одна женщина − баба, две женщины − базар, а три − ярмарка (пословица);
В образовании градационных рядов часто принимают участие слова, связанные гиперо-гипонимическими отношениями:... Каждой Божьей твари дарован голос для общенья, пенья: продленья мгновения, минуты, дня (И. Бродский); Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша (А. Солженицын).
Параномáзия (от греч. paranomasia− игра близкими по звучанию словами) − преднамеренное смысловое сближение, соположение созвучных слов (паронимов): Генерал Ермолов дерзал в бою и дерзил царю (из газет); Падение идолов или кризис идеалов? Голос Маяковского шторм, идущий на штурм (штурмующий шторм) (И. Северянин).