Организация как субъект коллективной деятельности

Итак, теория организации занимается изучением природы того коллективного субъекта, который называется организацией и включает много людей, подразделений, строится на разделении труда и каким-то образом существует.

Если есть процесс и цель, то есть кто-то, кто этим занимается. Не каждая цель в принципе может быть реализована субъектом, и это был бы не кошмар, если бы реализация отдельных целей не приводила к уничтожению субъекта, который осуществляет целедостижение. В теории организации субъект первичен, а цель вторична. 65-70% ученых по теории организации - социологи или психологи. Хотя цель будет всегда присутствовать, но ключевое слова не цель, а выживание.

Прикладная наука на уровне организационно-управленческих наук: организационное проектирование в управлении, жанр разработки управленческих технологий, средства управленческой диагностики и др. Появляется слово средства. Прикладная наука - это сфера, где работает у нас в управлении менеджер, который использует полученные знания и средства для решения каких-то практических задач.

Субъект организации - это тот, кто упорядочивает и координирует, объект - тот, кого... Люди управляют людьми.

Теория организации - наука, изучающая закономерности функционирования и развития коллективного субъекта управления – организации.

Понятие организация используется для обозначения социального процесса, частной управленческой функции и специфического многоэлементного субъекта (одновременно объекта) коллективной деятельности, при этом объектом упорядоченности выступают люди, их поведение или деятельность.

Организация – это, прежде всего социальный коллективный субъект деятельности, социальная система, объединяющая, координирующая и направляющая поведение людей (социальных групп) в процессе совместной деятельности. Их деятельность интегрирована, а действия элементов организации осознанны и целенаправленны.

Природа организации социальна, т.к.:

1) всегда социален объект воздействия (люди и группы, привлеченные к деятельности),

2) субъект воздействия тоже социален,

3) социальны как минимум два результата этого воздействия – целевой продукт и целевая общность (коллектив), а также другие модификации человеческого поведения,

4) одним из основных признаков организации является использование специфических социальных средств регламентации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: