Первая врачебная помощь (транспортная иммобилизация). При переломах беззубых челюстей в качестве транспортной шины могут быть использованы съемные протезы больных, если атрофия альвеолярных отростков умеренная, а окклюзия искусственных зубов хорошая. Обязательно наложения подбородочной пращи.
Переломы беззубых челюстей
При умеренной атрофии альвеолярных отростков используется шина Ванкевич (1945). Она применяется при переломах нижней челюсти и при костной пластике, поэтому она универсальна. Применяется для удержания и исправления положения отломков нижней челюсти. Шина Ванкевич представляет собой зубодесневую шину на верхнюю челюсть, от которой отходят наклонные плоскости (пелоты), которые при открывании рта должны сохранять контакт с язычной поверхностью зубов нижней челюсти, а при их отсутствии — с альвеолярными отростками. При закрывании рта и смыкании зубных рядов их соотношение должно соответствовать положению центральной окклюзии (рис.8.). Шина Степанова — это модификация шины Ванкевич, в которой базис в области небного свода заменен дутой.
|
|
рис. 8. Съемные шины для закрепления беззубых отломков нижней челюсти
Шина Гунинга-Порта и шина Лимберга применяются для лечения переломов беззубой нижней челюсти в сочетании с подбородочной пращей. Они представляют собой два пластмассовых базиса, спаянных между собой. Спереди выпилено окошечно для кормления. У шины Лимберга два базиса соединяются в боковых отделах и в переднем отделе.
При значительной атрофии альвеолярной части ортопедические аппараты (шины Порта, Гунинга-Порта, Лимберга) не дают желаемого результата. При лечении переломов у этой группы больных предпочтение нужно отдать хирургическим методам лечения (проволочной шов, введение спиц и др.).
При хорошо сохранившихся альвеолярных гребнях как вынужденную меру можно использовать протезы больного в комбинации с подбородочной пращей.