V-4-1. Определение синхронного индуктивного сопротивления Xd (ненасыщенного)

Для определения ненасыщенного Xd снимаются две характеристики:

а) Характеристика холостого хода E0=f(iB), Ia=0, n=const

б) Характеристику короткого замыкания Ik=f(iB), U=0 (трехфазное короткое замыкание).

Рис. 93 Рис. 94

Из рис. 94 видно, что сумма ЭДС Е0, Ead, Es равна нулю, откуда

E0=IkXs+IkXad=Ik(Xs+Xad)=IkXd, откуда Xd=E0/Ik1., Хdнен= , рис. 93.

Обычно Xd берется в относительных единицах:

=
=
=
Xd*=
XdIн E01Iн Е01Iн E01, где E01 - ненасыщеннозначение ЭДС.

Uн Iк1Uн UнIк1 Uн(Iк1/Iн)

Обозначим отношение Eo1/Uн=С, а Iк1/Iн=ОКЗ, при

Из рисунка 93 видно, что отношение токов

1/Iн = iB0/iBк = ОКЗ

ОКЗ выражает отношение тока возбуждения соответствующего номинальному напряжению при холостом ходе, к току возбуждения соответствующего номинальному току статора при трехфазном коротком замыкании. Значение ОКЗ влияет на габариты машины и на ток короткого замыкания. Если машина не насыщена, то Е01/Uн = 1, тогда ОКЗ = 1/Xd*

Рис. 95 Рис. 96

Если машина имеет малый зазор (рис 95), то магнитная проводимость потоку якоря Фad будет большая, а следовательно Xd будет большим. При изменении нагрузки будет сильное колебание напряжения, и машина будет работать неустойчиво, но зато она экономична, т.к. диаметр статора мал и расход стали, и меди будет наименьшим. Если машина имеет большой воздушный зазор δ, то магнитная проводимость потоку якоря Фad будет мала и Xd будет малым, рис.96 При изменении нагрузки напряжение будет мало колебаться и машина будет устойчиво работать с сетью. Но т.к. диаметр якоря большой, то машина получится не экономичной, т.е. большой расход стали и меди статора (якоря). Кроме того ОКЗ характеризует значение установившегося тока короткого замыкания: Iк.ном = ОКЗ*Iном, который возникает при номинальном токе возбуждения генератора (соответствующем номинальному напряжению). В современных синхронных явнополюсных машинах средней и большой мощности

Xd*= 0.6-1.6, Xq*= 0.4-1

При указанных выше значениях Xd*,Xq*, для неявнополюсных машин ОКЗ = 0.8-1.8. Следовательно установившийся ток короткого замыкания в синхронных машинах сравнительно невелик, т.к. при этом режиме создается продольно размагничивающая реакция якоря и Фрез.к < Фв.

Для практических целей целесообразно иметь машину с большим ОКЗ, однако это требует выполнение ее с большим воздушным зазором, что существенно удорожает машину.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: