Проблема “героя века” и принципы его изображения в повести А.С.Пушкина “Пиковая дама

«Пиковая дама», создававшаяся в октябре - ноябре 1833 года, впервые опубликована в мартовской книжке «Библиотеки для чтения» за 1834 год. Сразу стала широко известной. Долгое время повесть никто не воспринимал всерьез, все считали ее искусно рассказанным анекдотом. Повесть состоит из 6 глав.

Главный Герой повести – Германн. От остальных героев отличается 2 особенностями:

1. Служит военным инженером, что означает низкое социальное положение героя;

2. Сын обрусевшего немца, т.е. человек рационалистического склада ума, человек расчета, твердого самоограничения.

И действительно, в начале жизнь героя подчинена рассудку. Будучи небогатым и незнатным человеком, он мечтает «упрочить свою независимость», но он отвергает все рискованные пути, авантюры, не пьет, не играет в азартные игры, делает ставку на расчетливость и бережливость. «Я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее» – 2 раза в тексте повести повторяет Германн.

Здравый смысл определяет его отношение к анекдоту, рассказанному Томским. Германн воспринимает его как сказку.

Но расчет – это только внешняя оболочка личности Германна, сущность его характера была совершенно другая: «он имел сильные страсти и огненное воображение». Противоречие между страстной натурой Германна и его рационалистическим складом ума.

И хотя вначале Германн воспринял историю о 3-х картах как сказку, она сильно подействовала на его воображение, целую ночь эта история не выходила из его головы. Пушкин показывает внутренний диалог, раскрывающий борьбу 2 начал в душе Германна:

1 начало заставляет Германна поверить в тайну 3-х карт, т.е. поверить в существование иррационального в жизни. Оно толкает к риску, заставляет раскрыть тайну 3-х карт. В голове он даже строит планы, думает, а не стать ли ему любовником 87-летней графини. Т.е. он уже на все готов. Тут уже показана полная аморальность героя.

2 начало возвращает к здравому смыслу и говорит, что главное в жизни покой и независимость.

Сюжет показывает, что борьба 2-х начал длится не долго и заканчивается победой страстей над сознанием, рационализмом.

С этого момента и до конца повести Германн действует пользуясь иррациональным началом. Это влечет героя сначала к преступлению, потом к безумию. Решившись использовать в своих целях Лизу, он начинает преследовать ее, писать письма. И если в первом письме чувствуется расчетливость (письмо слово в слово взято из немецкого романа), то остальные письма, не переведенные с немецкого языка, Германн писал, вдохновенный своею страстью (в них выражается непреклонность его желаний, беспорядок необузданного воображения). Невозможно понять был ли он влюблен в Лизу или нет, но в любом случае верх одержала расчетливость. Германн совершает 3 преступление:

1. Надругательство над чувствами бедной девушки;

2. Убийство старой графини;

3. Германн готов заложить душу дьяволу и тем самым совершить 3 преступление, самое страшное, с точки зрения религии. Он умоляет графиню открыть ему тайну, спрашивает, что может, эта тайна связана с каким-то ее грехом и что он может этот грех взять на себя, если она расскажет ему тайну.

Томский говорит о Германне: «у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля». Эти слова буквально подтверждаются автором повести: когда Германн говорит Лизе, что он ее не любит и что он использовал ее, чтобы добраться до графини, что он виноват в смерти графини, автор пишет: «Она отерла заплаканные глаза, и подняла их на Германна: он сидел на окошке, сложа руки и грозно нахмурясь. В этом положении удивительно напоминал он портрет Наполеона. Это сходство поразило даже Лизавету Ивановну». Так в повесть входит наполеоновская тема (важнейшая тема русской и европейской литературы 19 века). Этот наполеоновский мотив в образ в Германне можно понимать двояко:

1. Некоторые литературоведы делают упор на индивидуализме и аморальности Германна. Действительно, основа души Германна – эгоизм. Ради достижения целей Германн способен перешагнуть через все (смерти графини, чувств девушки). Неслучайно его сравнивают с Наполеоном, Наполеон готов был проливать реки крови и проливал их ради своего самоутверждения.

2. Но нельзя рассматривать наполеоновский мотив только в социально-психологическом аспекте (т.е. делать упор на индивидуализме и аморальности героя), такой подход игнорирует тот факт, что «Пиковая дама» не только социально-психологическая, но и философская повесть. А потому Наполеон интересует Пушкина, как человек, претендовавший на власть над судьбой, как личность, уверенная, что человеческой воле подвластно все. Надо отметить, что для Пушкина Наполеон был олицетворением величия и вместе с тем бессилия человека перед судьбой, перед роком.

И потом, вводя в повесть наполеоновскую тему, Пушкин не только характеризует Германна, но и характеризует его будущую судьбу, как у Наполеона, у него тоже есть взлеты и падения. Эта судьба осуществляется в 5-6 главах в повести. В них Германн повторяет в миниатюре путь Наполеона. Тайна 3-х карт (тройка, семерка, туз) становится реальностью. Тройка, семерка и туз действительно выигрывают, как было указано Германну призраком графини. Появление призрака графини – это, своего рода, весть потусторонних сил, рока, судьбы. Это ощущение усиливается словами самой графини: «Я пришла к тебе против своей воли. Но мне велено исполнить твою просьбу». Поэтому катастрофа Германна (2 вечера он выигрывает, называя эти три карты, а на 3 вечер вместо туза – пиковая дама) не кажется чистой случайностью, она выглядит как неизбежность. В повести важна идея торжества рока, судьбы над человеческой волей.

Пушкин не случайно взял карточную игру за основу сюжета повести, ведь игра – это поэтическая метафора жизни с ее взлетами и падениями, с ее проигрышами и выигрышами, с ее удачами и неудачами. Поэтому «Пиковая дама» многоплановое произведение: здесь сочетаются и социальные, и психологические, и философские мотивы. Пушкин всю свою жизнь верил в судьбу, в роль случая в человеческой жизни. В своей статье о 2 томе «Истории русского народа» Н. Полевого Пушкин писал: «Ум человеческий по простонародному выражению не пророк, а угадчик. Он видит общий ход вещей, но невозможно предвидеть случая, мощного мгновенного орудия провидения». Личный и исторический опыт убеждали Пушкина в том, что наивно и неоправданно надеяться на торжество разума, рационализма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: