Б. Каковы преимущества и недостатки количественного измерения полезности (кардиналистские теории полезности) и порядковой оценки полезности (ординалистские теории полезности)?

Заполните таблицу:

  Преимущества Недостатки
Кардиналистский подход    
Ординалистский подход    

Тесты

Тест Обоснование
1. Закон спроса отражает следующая зависимость: а) прямая зависимость объема спроса от его цены; б) обратная зависимость объема спроса от его цены; в) прямая зависимость между объемом предложения и объемом спроса; г) прямая зависимость между объемом спроса и доходами потребителей; д) прямая зависимость цены от качества товара.  
2. Если рост цен на 1% вызывает увеличение предложения на 1,2%, то оно является: а) эластичным; б) неэластичным; в) с единичной эластичностью; г) абсолютно эластичным; д) абсолютно неэластичным.  
3. Два товара являются индифферентными к друг другу (то есть не являются ни взаимозаменяющими, ни взаимодополняющими), если их перекрестная эластичность равна: а) Ecross > 0; б) Ecross < 0; в) Ecross = 0; г) Ecross > 1; д) Ecross < 1.  
4. Предположим, что эластичность спроса по цене для конкретного товара равна 1,5. Если произошло увеличение объема спроса на 30%, то процентное уменьшение цены в этом случае было: а) 10; б) 15; в) 20; г) 30; д) 50.  
1. На эластичность предложения оказывает влияние: а) уровень доходов потребителей; б) наличие на рынке товаров заменителей; в) фактор времени; г) доля расходов в бюджете на данный товар; д) не влияет ни один из указанных факторов.  
6. Государство увеличивает налог с продаж на некий товар. При этом: а) чем более эластичен спрос, тем большую долю налога платит покупатель; б) чем более эластично предложение, тем большую часть налога платит продавец; в) чем менее эластичен спрос, тем большую часть налога платит покупатель; г) чем менее эластично предложение, тем большую часть налога платит покупатель; д) чем менее эластичен спрос, тем большую часть налога платит продавец.  
7. Максимум удовлетворения общей полезности достигается, когда: а) предельная полезность равна «0»; б) предельная полезность имеет максимальное значение; в) предельная полезность имеет минимальное значение; г) все ответы неверны.  
8. Кривая безразличия показывает: а) полезность экономического блага; б) различные комбинации двух экономических благ, имеющих одинаковую полезность; в) одинаковые по полезности потребительские блага; г) замену одного блага другим; д) действие эффекта дохода.  
9. Кривая «доход—потребление»: а) это линия, соединяющая точки касания кривых безразличия с бюджетными ограничениями при равно кратном изменении цен на товары; б) показывает последовательные положения равновесия потребителя в соответствии с ростом его дохода; в) показывает последовательные положения равновесия потребителя в соответствии с равномерным изменением цен на блага; г) все ответы верны.  
10.Потребитель достигает оптимума в потреблении, когда: а) каждый приобретаемый товар приносит одинаковую предельную полезность; б) достигается максимизация общей полезности при имеющемся бюджетном ограничении; в) тратится одинаковая сумма денег на покупку каждого вида блага; г) достигается максимальный объем потребляемых благ; д) возрастание покупок одного вида блага сокращают закупки другого.  
11. Точка равновесия потребителя: б) это точка, где потребитель не имеет стимулов для изменения соотношения товаров в потребительском выборе; в) называется также точкой потребительского оптимума; г) это точка, где потребитель тратит весь свой доход; д) это точка, где потребитель не может повлиять на цены товаров; е) это точка касания бюджетной линии и кривой безразличия.  
12. Предельная норма замещения двух товаров: а) всегда постоянна в рыночном обмене; б) это характеристика кривой безразличия; в) выражает убывающую предельную полезность благ; г) это характеристика кривой Энгеля; д) равна соотношению цен на товары; е) показывает количество товара Х, которое потребитель согласен отдать в обмен на единицу товара Y так, чтобы потратить весь свой доход; ж) равна отношению величин спроса на них.  
     

3. ЗАДАЧИ:

3.1.

а) Эластичность предложения - 4. Цена единицы продукта - 12 дол. Объём предложения -15000 единиц. Определите функцию предложения.

б) Функция спроса: Q= 105000 - 7500 Р. Определите новые: равновесные цену и объём при условии, что предложение вырастет на 20%.

3.2.

Перекрёстная эластичность спроса по цене товаров X и У равна 4.

а) Как изменится величина спроса на каждый из товаров, если цена товара X вырастет на 5%?

б) Определите тип пары товаров Х и У (независимые, субституты, комплиментарные).

ЭССЕ.

А. Проблемный вопрос (может использоваться как тема эссе):

Можно ли применить теорию спроса в практической деятельности фирмы?

Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:

· Должен ли менеджер знать размеры и динамику рынка своего товара?

· Как взаимосвязаны выручка и эластичность спроса? Какую ценовую политику следует обдумать при неэластичном и при эластичном спросе на товар?

· Известны ли менеджеру характеристики кривой спроса на товар, выпускаемый его фирмой? Какими способами их можно установить?

· Есть ли разница между общеотраслевой кривой спроса и кривой спроса на продукцию данной фирмы?

· Какое значение для фирмы имеет перекрестная эластичность спроса на ее товар и товары фирм-конкурентов? Влияет ли на ситуацию наличие или отсутствие близких аналогов?

Б. Проблемный вопрос (может использоваться как тема эссе):

Можно ли применить теорию потребительского поведения в практической деятельности фирмы?

Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:

· Каким образом можно выявить и сравнить потребительские предпочтения?

· Как можно оценить полезность блага?

· От каких факторов зависит полезность блага?

· Какие факторы ограничивают выбор рационального потребителя?

· Возможно ли увеличение предельной полезности?

· Каким образом спрос связан с полезностью блага?

· Каким образом можно повлиять на потребительские предпочтения?

Раскройте в терминах теории потребительского поведения преимущества и недостатки т.н. «программ стимулирования потребителя» (подарки, начисление очков, дополнительные услуги постоянным клиентам и т.п.). От каких факторов зависит их стимулирующее воздействие? Возможен ли оптимум потребителя в условиях реализации «программ стимулирования потребителя»?

В. Примерные темы эссе:

1. Как вы считаете: «Почему вода, которая настолько необходима, что без нее невозможно жить, имеет такую низкую цену, в то время как у не столь необходимых алмазов такая высокая цена?» (парадокс А. Смита).

2. Страшный неурожай зерновых в рыночной экономике.

3. Свободное эссе по проблемам спроса и предложения, по проблемам потребительского поведения. Требования к свободному эссе см. в методических указаниях к рабочим тетрадям.


ТЕМА 4. ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА И ПРИБЫЛЬ. СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

1. Логика курса

А. Ответьте на следующие вопросы:

1. Поясните сущность понятий бухгалтерских и альтернативных издержек. Какую роль каждое из них играет в деятельности российских предприятий?

2. Чем отличаются, друг от друга разные концепции прибыли?

3. Объясните взаимосвязь краткосрочной производственной функции и закона убывающей отдачи.

4. Охарактеризуйте понятия постоянных, переменных и валовых издержек. Каков их уровень на современных российских предприятиях? Какие меры на уровне отдельных фирм и всего государства должны, на ваш взгляд, быть приняты для их снижения?

5. Объясните понятия износа и амортизации. Какой вид износа (моральный или физический) определяет современную ситуацию на отечественных предприятиях?

6. Что такое краткосрочный и долгосрочный периоды в экономическом понимании?

7. Что такое экономия и дезэкономия на масштабах производства?

8. Как связана структура отрасли и характер отраслевой кривой долгосрочных издержек?

9. Какую роль играют естественные монополии в экономике России?

10. Почему существует оптимальный размер предприятия?

11. Условия и критерий совершенной конкуренции.

12. Приведите примеры из российской действительности, когда частично выполняются условия совершенной конкуренции. Велика ли на ваш взгляд роль этого типа рынка в экономике нашей страны?

13. Почему максимум прибыли достигается фирмой в точке равенства предельного дохода и издержек?

14. Какую роль играет отсутствие барьеров в установлении нулевой экономической прибыли в долгосрочном периоде на рынке совершенной конкуренции?

15. Можно ли считать совершенную конкуренцию наиболее эффективным типом рынка? Приведите свою аргументацию.

16. Феномен банкротства и его роль в современной России.

17. Каковы пути достижения точки безубыточности российскими предприятиями?

Б. Опишите соотношение между бухгалтерской, экономической, нормальной и нулевой экономической прибылью. Попробуйте дать графическую интерпретацию (изобразить прямоугольниками разных размеров) этих категорий. Как изменится ситуация, если нормальная прибыль в условиях кризиса станет отрицательной?

ТЕСТ

Тест Обоснование
1. Неявные издержки фирмы — это: а) затраты на содержание оборудования (амортизационные отчисления); б) затраты, которые не зависят от объема выпускаемой продукции; в) альтернативная стоимость ресурсов, находящихся в собственности владельца фирмы; г) затраты на организацию фирмы; д) затраты на охрану окружающей среды.  
2. Экономические издержки фирмы: а) определяются явными (внешними) издержками; б) состоят из неявных (внутренних) издержек фирмы; в) включают в себя явные и неявные издержки фирмы; г) превышают явные и неявные издержки на величину нормальной прибыли; д) не включают в себя ни явные, ни неявные издержки.  
3. К постоянным издержкам (ТFC) могут быть отнесены: а) заработная плата рабочих; б) расходы на электроэнергию; в) затраты на сырье и материалы; г) обязательные страховые платежи; д) затраты основного капитала на приобретение производственных площадей и оборудования.  
4. К переменным издержкам (ТVC) могут быть отнесены: а) налог на недвижимость; б) проценты на банковский кредит; в) арендная плата; г) заработная плата, стоимость сырья и материалов; д) служебный оклад директора завода.  
5. Какая из перечисленных ниже формул выражает предельные (MC) издержки фирмы? а) TC/Q; б) dТVC/Q; в) dTC/dQ; г) TC/dQ; д) ни одна из них.  
6. Предельный продукт фактора производства — это: а) максимально возможный выпуск продукции при использовании данного фактора производства; б) объем выпуска при использовании всех факторов производства; в) дополнительный выпуск продукции при увеличении данного фактора на единицу при неизменных объемах использования других факторов; г) выпуск продукции на единицу данного фактора; д) производительность данного фактора.  
7. Экономия на масштабах производства означает, что в условиях крупномасштабного производства: а) достигается лучшая организация труда; б) происходит снижение издержек производства на единицу продукции; в) увеличивается предельная производительность факторов производства; г) увеличивается объем выпуска на единицу затрат; д) происходит рост прибыли.  
8. Условием прекращения производства в краткосрочном периоде является: а) цена ниже минимума средних общих издержек; б) цена ниже минимума средних переменных издержек; в) цена ниже предельных издержек; г) совокупный доход ниже совокупных издержек; д) цена ниже средних постоянных издержек.  
9. Если цена товара ниже предельных издержек, то фирма, максимизирующая прибыль, должна: а) прекратить производство; б) увеличить производство; в) сократить производство; г) ответ зависит от того, о восходящей или нисходящей ветви предельных издержек идет речь; д) не верен ни один ответ.  
10. Кривая предложения конкурентной фирмы совпадает с: а) возрастающей ветвью кривой предельных издержек; б) возрастающей ветвью кривой средних общих издержек; в) нисходящей ветвью кривой средних общих издержек; г) частью кривой предельных издержек, расположенной выше кривой средних переменных издержек; д) частью кривой предельных издержек, расположенной выше кривой средних общих издержек.  
11. Экономическая прибыль в долгосрочном периоде: а) получается всеми фирмами, действующими в условиях совершенной конкуренции; б) получается только лучшими фирмами, действующими в условиях совершенной конкуренции; в) не получается ни одной фирмой, действующей в условиях совершенной конкуренции; г) превышает экономическую прибыль, получаемую на всех других типах рынков; д) все предыдущие ответы неверны.  
12. Долгосрочная кривая предложения отрасли в условиях совершенной конкуренции представляет собой: а) горизонтальную прямую; б) понижающуюся кривую; в) повышающуюся кривую; г) кривую с высокой эластичностью; д) все приведенные выше варианты возможны.  

Задачи

3.1.

При производстве 40 деталей средние переменные издержки (AVC) составили 20 рублей. При производстве 20 деталей средние постоянные издержки (AFC) составили 10 рублей. При выпуске 50 деталей средние общие издержки (ATC) равны 60 рублям.

Определите:

1. Величину ATC при производстве 40 деталей.

2. Величину AVC при производстве 50 деталей.

3.2.

При выпуске 10 единиц продукции средние постоянные издержки (AFC) составляют 20 рублей. При выпуске 11 единиц продукции они снижаются до 18,2 рублей.

Можем ли мы на основе имеющихся данных определить величину предельных издержек при выпуске одиннадцатой единицы продукции. Если да, то определите их величину. Если нет, то какими данными необходимо располагать для их подсчета.

3.3.

Зависимость общих издержек предприятия (TC) от объема производства (Q) представлена таблицей:

Q            
TC            

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: