Этот закон распространяет свое действие на сферу потребления благ и услуг. Суть его сводится к тому, что при увеличении количества потребляемого блага полезность, получаемая от потребления, увеличивается все меньше и меньше. Корни закона лежат в равной мере в экономике и в психологии, отражают специфику как экономически, так и психологически обусловленного поведения. Так как в действии закона убывающей предельной полезности ярко видна экономическая психология в ее разных проявлениях, уделим описанию и анализу этого закона несколько больше внимания.
Полезность как экономическая категория означает способность продукта (продукции, товаров, услуг) удовлетворять определенные потребности людей. Отметим, что обыденное понимание полезности как свойства вещей оказывать благотворное влияние на человека, способствовать укреплению его здоровья и духа отличается от экономического понимания. В экономическом смысле полезностью обладают, скажем, сигареты, так как они удовлетворяют потребности курящих людей. Такие потребности, увы, существуют, хотя они и считаются вредными.
В экономической теории Полезность принято считать количественной, измеримой величиной. Введено даже наименование условной единицы полезности ютиль (от англ, utility—полезность). В итоге полезность есть категория не только физиологическая, но и экономическая.
Очевидно, что с увеличением (до некоторого предела) количества вещей данного вида, обладающих полезностью для потребителя, возрастает их общая, суммарная полезность, т.е. наблюдается приращение полезности по мере роста объема потребляемых благ. Так, скажем, один стул в доме минимально необходим, с приобретением второго стула полезность стульев возрастает, третий стул еще более увеличивает полезность. В то же время увеличение суммарной полезности с ростом количества благ подчинено определенной закономерности, проявляющейся в «затухании» общего эффекта по мере насыщения потребления благами. Раскрытие этой закономерности требует введения понятия «предельная полезность». В числе показателей, характеризующих потребление и потребительную ценность, предельная полезность занимает одно из ведущих мест.
Предельная полезность представляет собой приращение суммарного потребительского эффекта от определенного блага (товара, услуги), достигаемое за счет потребления каждой дополнительной единицы этого блага. Несложно установить, что совокупная полезность есть сумма предельных полезностей всех благ данного вида, используемых потребителем. Действительно, каждая новая единица потребляемого товара привносит величину полезности, равную своей предельной полезности. Если, скажем, три пары туфель приносят в целом 10 ютилей полезности, то приобретением четвертой пары, имеющей предельную полезность 2 ютиля, мы наращиваем совокупную полезность ровно на эти 2 ютиля и она становится равной 12 ютилям. С позиций теории полезности принципиально важно то, что по мере увеличения количества потребляемого блага каждая новая, дополнительная его единица приносит все меньше и меньше полезности. От первой единицы потребляемого блага человек получает самое большое удовольствие. Вторая единица прибавляет удовольствия, но меньшей величины, чем первая. Третья единица дает еще меньшее приращение полезности.
Согласно закону убывания предельной полезности каждая последующая единица потребляемого блага имеет предельную полезность ниже, чем предыдущая, т.е. дополнительный потребительский эффект, получаемый от увеличения благ на одну единицу, ниже, чем эффект, полученный от предыдущей единицы.
Проиллюстрируем этот закон наглядным примером. Пусть полезность костюма измеряется количеством ютилей, равным числу дней в году, в течение которых человек носит костюм. Будем исходить из предположения, что потребитель костюмов надевает каждый из них на одинаковое число дней, т.е. если у него один костюм, он носит его 365 дней в году, если 2 костюма, он носит каждый из них 182 дня, если 3 костюма, то костюм надевается на 122 дня, и т.д. Таким образом, приращение полезности равно 365, деленному на возрастающее число костюмов. В этом случае зависимость между полезностью, приносимой каждым дополнительным костюмом, и числом костюмов отражается табл. 1.
Таблица.1
Число костюмов (штуки) | ||||||
Приращение полезности, предельная полезность (ютили) | ||||||
Совокупная полезность, равная сумме полезностей всех имеющихся костюмов (ютили) | ||||||
Построим графики, характеризующие увеличение совокупной полезности (СП) и изменение предельной полезности (ПП) по мере увеличения количества потребляемых костюмов (рис. 1)..
Количество костюмов
Рис. 1. Графики изменения совокупной и предельной полезности
Из таблицы и графиков наглядно видно, что предельная полезность убывает с увеличением количества потребляемых благ. Отметим, что в реальных условиях, начиная с некоторого количества благ, их приращение может не только увеличивать полезность, но и давать отрицательный эффект «перепотребления», т.е. избыточного потребления. Практическое значение закона убывания предельной полезности состоит прежде всего в том, что он позволяет предсказать поведение потребителей, покупателей при выборе ими количества и набора приобретаемых и потребляемых благ.