Закон убывания предельной полезности

Этот закон распространяет свое действие на сферу потребле­ния благ и услуг. Суть его сводится к тому, что при увеличении количества потребляемого блага полезность, получаемая от потребления, увеличивается все меньше и меньше. Корни закона лежат в равной мере в экономике и в психологии, отражают спе­цифику как экономически, так и психологически обусловленно­го поведения. Так как в действии закона убывающей предельной полезности ярко видна экономическая психология в ее разных проявлениях, уделим описанию и анализу этого закона несколь­ко больше внимания.

Полезность как экономическая категория означает способность продукта (продукции, товаров, услуг) удовлетворять определен­ные потребности людей. Отметим, что обыденное понимание полезности как свойства вещей оказывать благотворное влияние на человека, способствовать укреплению его здоровья и духа от­личается от экономического понимания. В экономическом смысле полезностью обладают, скажем, сигареты, так как они удовлет­воряют потребности курящих людей. Такие потребности, увы, существуют, хотя они и считаются вредными.

В экономической теории Полезность принято считать коли­чественной, измеримой величиной. Введено даже наименование условной единицы полезности ютиль (от англ, utility—полезность). В итоге полезность есть категория не только физиологическая, но и экономическая.

Очевидно, что с увеличением (до некоторого предела) коли­чества вещей данного вида, обладающих полезностью для потре­бителя, возрастает их общая, суммарная полезность, т.е. наблю­дается приращение полезности по мере роста объема потребляе­мых благ. Так, скажем, один стул в доме минимально необходим, с приобретением второго стула полезность стульев возрастает, третий стул еще более увеличивает полезность. В то же время увеличение суммарной полезности с ростом количества благ под­чинено определенной закономерности, проявляющейся в «зату­хании» общего эффекта по мере насыщения потребления блага­ми. Раскрытие этой закономерности требует введения понятия «предельная полезность». В числе показателей, характеризующих потребление и потребительную ценность, предельная полезность занимает одно из ведущих мест.

Предельная полезность представляет собой приращение сум­марного потребительского эффекта от определенного блага (то­вара, услуги), достигаемое за счет потребления каждой дополни­тельной единицы этого блага. Несложно установить, что сово­купная полезность есть сумма предельных полезностей всех благ данного вида, используемых потребителем. Действительно, каждая новая единица потребляемого товара привносит величину полезности, равную своей предельной полезности. Если, скажем, три пары туфель приносят в целом 10 ютилей полезности, то приоб­ретением четвертой пары, имеющей предельную полезность 2 ютиля, мы наращиваем совокупную полезность ровно на эти 2 ютиля и она становится равной 12 ютилям. С позиций теории полезности принципиально важно то, что по мере увеличения количества потребляемого блага каждая новая, дополнительная его единица приносит все меньше и меньше полезности. От пер­вой единицы потребляемого блага человек получает самое боль­шое удовольствие. Вторая единица прибавляет удовольствия, но меньшей величины, чем первая. Третья единица дает еще мень­шее приращение полезности.

Согласно закону убывания предельной полезности каждая по­следующая единица потребляемого блага имеет предельную полез­ность ниже, чем предыдущая, т.е. дополнительный потребитель­ский эффект, получаемый от увеличения благ на одну единицу, ниже, чем эффект, полученный от предыдущей единицы.

Проиллюстрируем этот закон наглядным примером. Пусть полезность костюма измеряется количеством ютилей, равным числу дней в году, в течение которых человек носит костюм. Бу­дем исходить из предположения, что потребитель костюмов на­девает каждый из них на одинаковое число дней, т.е. если у него один костюм, он носит его 365 дней в году, если 2 костюма, он но­сит каждый из них 182 дня, если 3 костюма, то костюм надевается на 122 дня, и т.д. Таким образом, приращение полезности равно 365, деленному на возрастающее число костюмов. В этом случае за­висимость между полезностью, приносимой каждым допол­нительным костюмом, и числом костюмов отражается табл. 1.

Таблица.1

Число костюмов (штуки)            
Приращение полезности, пре­дельная полезность (ютили)            
Совокупная полезность, равная сумме полезностей всех имею­щихся костюмов (ютили)            
           

Построим графики, характеризующие увеличение совокупной полезности (СП) и изменение предельной полезности (ПП) по мере увеличения количества потребляемых костюмов (рис. 1)..

Количество костюмов

Рис. 1. Графики изменения совокупной и предельной полезности

Из таблицы и графиков наглядно видно, что предельная по­лезность убывает с увеличением количества потребляемых благ. Отметим, что в реальных условиях, начиная с некоторого коли­чества благ, их приращение может не только увеличивать полез­ность, но и давать отрицательный эффект «перепотребления», т.е. избыточного потребления. Практическое значение закона убывания предельной полез­ности состоит прежде всего в том, что он позволяет предсказать поведение потребителей, покупателей при выборе ими количе­ства и набора приобретаемых и потребляемых благ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: