При какой цене товара предприятие прекратит производство в долгосрочном периоде?

3.4.

Для фирмы, описанной в задаче 1, определите при какой цене товара она в краткосрочном периоде выберет:

А/ производство ради максимизации прибыли,

Б/ производство ради минимизации убытков,

В/ прекращение производства.

Как соотносится цена прекращения производства в краткосрочном периоде и в долгосрочном периоде?

3.5.

Если цена единицы товара (P) равна 6 руб., то какой объем производства (Q) выберет фирма, описанная в задаче 1?

3.6.

Найдите средние постоянные издержки для объема производства Q1 и Q2. Как будут выглядеть на графике общие постоянные издержки данной фирмы, рассчитанные для точки Q1?

 
D=MR=P
MC
Q2
Q1
 
ATC
Q
P


AVC

Эссе

А. Проблемный вопрос (может использоваться как тема эссе):

Является ли моральный износ благом или злом для предпринимателя?

Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:

· Моральный износ оборудования представляет собой разновидность издержек и, следовательно, сокращает размеры прибыли. Более того, если происходит техническая революция, а ваше оборудование устарело, это может привести к гибели предприятия. Стоимость обесценившихся станков старого образца может оказаться столь велика, что, если ее полностью включить в издержки, то цена товара превысит равновесную.

· С другой стороны, быстрое обновление технологий может быть важным козырем в конкурентной борьбе. Если вы обновили оборудование, а другие фирмы этого не сделали, то на вашей стороне окажутся преимущества более эффективного производства.

· Каков оптимальный темп морального износа с точки зрения интересов фирмы? Как в идеале должны сочетаться темпы физического и морального износа оборудования (должно ли оборудование одновременно изнашиваться как морально, так и физически, или желательно, чтобы один из процессов шел быстрее)? Как достичь такого оптимума (предложите разные варианты)?

· Обдумайте налоговую сторону проблемы морального износа. Как известно, в развитых рыночных экономиках (в России пока не так) основным налогом с предприятий является налог на прибыль. Как можно использовать с целью минимизации налогов такой «невидимый» вид издержек, как моральный износ (то, что станок морально изношен, по его физическим характеристикам не определишь).

· Почему в ускоренной амортизации заинтересовано и государство и фирмы?

Б. Проблемный вопрос (может использоваться как тема эссе):

Является ли целью деятельности фирмы максимизация прибыли?

Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:

· Здание микроэкономической теории построено на допущении, что основным мотивом деятельности фирмы является стремление к максимизации прибыли. Это значит, что компания предпринимает какие-либо действия, либо отказывается от их осуществления в зависимости от того, увеличит ли это или уменьшит ее прибыль.

· Между тем некоторые экономисты считают, что «максимизация прибыли является ошибочной концепцией» (П. Друкер). Существует несколько альтернативных вариантов определения основной цели фирмы.

· Ряд экономистов полагают, что целью фирмы является максимизация ее рыночной стоимости (например, биржевой стоимости акций фирмы). При таком подходе фактически максимизируется богатство собственников компании, а не их текущие прибыли.

· Согласно другой точке зрения, основной целью фирмы в современных условиях является не максимизация прибыли, а максимизация продаж или обеспечение быстрого роста. Ее сторонники подчеркивают, что менеджеры, реально управляющие корпорациями, заинтересованы не столько в увеличении прибылей, сколько в росте своей организации.

· Еще одна концепция подчеркивает, что целью фирмы является выживание в качестве коммерческой организации. При этом проводится параллель с живыми существами, которые преследуют эту же цель как организмы биологические.

· Наконец, существует мнение, что целью фирмы является некоторый компромисс целей ее основных субъектов: собственников, менеджеров, занятых. Логика этой позиции состоит в том, что фирма как юридическое лицо собственной цели иметь вообще не может. Цели бывают только у живых людей. И о целях фирмы можно говорить лишь в том же смысле в каком говорят о целях государств — это всегда некоторая результирующая сила, компромисс целей наиболее влиятельных групп населения.

Даже те экономисты, которые считают максимизацию прибыли основной целью фирмы, не едины. Некоторые из них полагают, что целью является максимизация не текущих, а долгосрочных прибылей, что часто далеко не одно и то же. Продумайте аргументы разных экономистов (полезным подспорьем может служить книга И. Ансоффа «Новая корпоративная стратегия», глава 3). Не «развалится» ли здание микроэкономики, если аксиома максимизации прибыли как цели деятельности фирмы будет отвергнута? Или она все же верна, хотя бы в общих чертах?

В. Примерные темы эссе:

1. Можно ли применить теорию спроса в практической деятельности фирмы?

2. Теоретические причины существования естественных монополий.

3. Свободное эссе по проблемам издержек производства, прибыли, совершенной конкуренции. Требования к свободному эссе см. в методических указаниях к рабочим тетрадям.


ТЕМА 5. РЫНОЧНЫЕ СТРУКТУРЫ НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ.

  1. Логика курса

А. Ответьте на следующие вопросы:

1. Опишите общие черты рынков несовершенной конкуренции. Критерий несовершенной конкуренции.

2. В чем состоят специфические условия рынка монополистической конкуренции?

3. Объясните, почему дифференциация продукта играет большую роль в адаптации российской экономики к рынку.

4. Какую роль играет реклама в экономике? Опишите позитивные и негативные стороны современной российской рекламы.

5. Опишите особенности олигополистического рынка. Что является главным барьером на пути проникновения в олигополистическую отрасль?

6. Перечислите основные разновидности олигополии.

7. Опишите системы “лидерства в ценах” и “издержки плюс”. Наблюдались ли они в СССР и имеют ли распространение в современной России?

8. Каковы позитивные и негативные последствия олигополизации рынка?

9. Опишите особенности монополистического рынка. Какие барьеры ограничивают доступ на него новых фирм?

10. Что такое ценовая дискриминация? Какие ее разновидности вы знаете? Распространена ли ценовая дискриминация в России?

11. Что такое х-неэффективность? Каковы причины ее появления?

12. Как осуществляется антимонопольная политика в отношении естественных монополий?

13. Проблема национализации и приватизации естественных монополий в мире и в России.

14. Как измеряется степень концентрации производства?

15. Как осуществляется антимонопольная политика в отношении искусственных (предпринимательских) монополий?

16. Какие основные пути снижения уровня монополизации российской экономики вы знаете? Какие их плюсы и минусы.

Тесты

Тест Обоснование
1. Критерием несовершенной конкуренции является: а) горизонтальная кривая спроса; б) немногочисленность субъектов рынка; в) понижающаяся кривая спроса; г) монополизация рынка.  
2. К числу черт монополистической конкуренции НЕ относится: а) дифференциация продукта; б) малочисленность производителей; в) низкие барьеры вступления в рынок; г) несовершенная информация.  
3. Неценовая конкуренция ведется: а) на базе качественных характеристик товара; б) с помощью замаскированных скидок с официальной цены; в) внерыночными путями (лоббирование в органах власти и т.п.); г) с помощью скупки акций и иных способов захвата конкурентов.  
4. Кривая спроса в условиях олигополии является: а) абсолютно неэластичной; б) абсолютно эластичной; в) ломаной; г) имеет разрыв; д) неэластичной.  
5. В число допущений, положенных в основу модели Курно, не входит: а) рассмотрение олигополии, состоящей только из двух фирм; б) постоянство предельных издержек; в) наличие информации о планах выпуска продукции конкурентом; г) координация действий конкурентов; д) все перечисленное входит в число допущений.  
6. Негибкость цен при нескоординированной олигополии связана с: а) сговором олигополистов; б) ломаным характером кривой спроса; в) неэластичностью спроса; г) абсолютной неэластичностью спроса; д) e) иными причинами (указать).  
7. Картелеподобная структура рынка предполагает: а) соблюдение всеми конкурентами негласных правил; б) согласование всех действий олигополистов; в) полное отсутствие какой-либо координации действий олигополистов; г) территориальный раздел рынков; д) введение фиксированных квот производства для каждой фирмы.  
8. Наиболее эффективное распределение ресурсов потенциально способна обеспечивать: а) монополия; б) монополистическая конкуренция; в) совершенная конкуренция; г) олигополия; д) e) совершенная конкуренция.  
9. К числу черт монополии не относится: а) единственный производитель; б) уникальность продукта; в) непреодолимость барьеров; г) совершенная информация; д) все предыдущие ответы соответствуют чертам монополии.  
10. Фирма способна присвоить весь излишек потребителя, если: а) является единственным производителем (монополией); б) осуществляет ценовую дискриминацию 1 степени; в) осуществляет ценовую дискриминацию 2 степени; г) осуществляет ценовую дискриминацию 3 степени; д) является естественной монополией, производящей абсолютно незаменимый продукт.  
11. Х-неэффективностью называют: а) навязывание потребителю монопольно завышенных цен; б) бесхозяйственность, ведущую к превышению реальными издержками уровня кривой средних общих издержек; в) искусственное сдерживание монополией технического прогресса; г) сознательное занижение монополией объема производства; д) получение монополией экономических прибылей.  

ЗАДАЧИ

3.1

Зависимость общих издержек (ТС) и цены (Р) от объёма производства представлена в таблице:

Q            
ТС            
Р -          

Достройте таблицу и заполните её, отвечая на следующие вопросы:

• Каков максимизирующий прибыль объём производства?

• Выполняется ли правило максимизации прибыли?

• Какой объём производства минимизирует предельные издержки?

3.2

Фирма выпускает продукцию в условиях монополистической конкуренции. Функция спроса на её товар описывается формулой:

Р = 320 – 3Q. Функция полных издержек: ТС = 165 +14 Q.

Найти максимизирующий прибыль объём производства.

3.3

А) Б)

На рисунках приведены графические ситуации двух предприятий А и Б, функционирующих в условиях монополистической конкуренции. Ответьте на следующие вопросы:

А) Какие кривые изображены на каждом рисунке? (обозначьте их).

Б) Объясните в каком временном периоде функционирует каждое предприятие.

В) Каковы результаты деятельности предприятия? Изобразите прибыль (убыток) предприятия.

Г) Обозначьте объём выпуска и цену, при которых максимизируется прибыль (минимизируются убытки).

3.4.

Фирма выпускает продукцию в условиях монополистической конкуренции. Функция спроса на её товар описывается формулой:

Р = 95 - Q. Функция полных издержек: ТС = 102 + 5Q.

Найти максимизирующий прибыль объём производства.

3.5.

На рынке осуществляют деятельность две фирмы, производящие одинаковый товар. Общий спрос на производимый ими товар характеризуется зависимостью Р = 10 - Q, где Q - совокупное предложение обеих фирм. Каждая фирма производит продукцию с постоянными средними и предельными издержками, равными 4 руб.

Необходимо определить параметры равновесия Курно: объемы производства каждой из фирм, равновесную цену и прибыль каждой фирмы.

3.6.

В отрасли действуют пять фирм с объёмами выпуска 2, 3, 5, 10 и 20% от общего выпуска отрасли. Остальной выпуск производится мелкими фирмами, каждая из которых имеет не более 1% продаж.

Произведите необходимые расчеты и на их основании сделайте вывод о степени монополизации отрасли.

Эссе

А. Проблемный вопрос (может использоваться как тема эссе):

Правило равенства предельных издержек и придельного дохода как универсальный рецепт максимизации прибыли.

Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:

· Почему правило MR = MC одинаково применимо и к условиям совершенной, и к условиям несовершенной конкуренции?

· Допустим, предприниматель К.К. Шустрик, производящий и продающий вяленую воблу в Самаре, обдумывает возможность начать сбывать свою продукцию во всем Поволжье, а если дело пойдет хорошо, то и по всей России. Можно ли с помощью правила MR = MC решить, как далеко ему следует распространить свою торговлю за пределы родного города?

· Как изменятся предельные издержки при удалении от места производства? Как изменятся предельные доходы?

· Допустим, предприниматель С.С. Заливала обдумывает план рекламной кампании выпускаемого им средства для похудания. Опишите с позиций правила MR = MC принципы выбора оптимального размера средств, которые ему надо отпустить на проведение рекламы (бюджет кампании).

· Какие еще сферы применения правила MR = MC вы можете предложить?

· Существуют ли области коммерческой деятельности, где оно неприменимо?

Б. Проблемный вопрос (может использоваться как тема эссе):

Следует ли российскому государству препятствовать олигополистическим процессам в отечественном хозяйстве?

Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:

· Взвесьте все известные вам положительные и отрицательные черты олигополии. Какие из них, на ваш взгляд, преобладают?

· Насколько реалистично предположение, что современная рыночная экономика может быть организована как рынок совершенной или монополистической конкуренции, и не иметь олигополистических элементов?

· Считаете ли вы российскую экономику в силу объективных причин (географических, исторических, политических и пр.) более или менее других предрасположенной к олигополизации?

· Обдумайте международный аспект проблемы. Может ли, например, в одной стране в определенной отрасли действовать рынок монополистической конкуренции, если в других странах эта отрасль олигополизирована? В каком случае это возможно?

Выбрав один из возможных вариантов ответа на тему эссе, обдумайте, какие меры надо принять, чтобы минимизировать связанные с ним отрицательные и максимизировать положительные последствия.

В. Проблемный вопрос (может использоваться как тема эссе):

Ценовая дискриминация: зло или благо?

Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:

· Суть ценовой дискриминации состоит в продаже одинаковых продуктов разным клиентам по разным ценам. Как влияет ценовая дискриминация на объем производства? Почему монополист получает стимул к его расширению? Что происходит с «мертвым грузом», то есть с потенциально возможным объемом производства, без использования ценовой дискриминации полностью теряемым обществом?

· Что происходит с ценами в условиях ценовой дискриминации? Можно ли, в частности, дать графическую интерпретацию среднего уровня цен при ней и без нее (для анализа удобно избрать ценовую дискриминацию первой степени)? Кто оплачивает ценовую дискриминацию? Не используется ли она монополистами для «выжимания соков» из потребителей, не имеющих возможности отказаться от определенного продукта, и потому готовых заплатить за него любые деньги?

· Отличаются ли экономические последствия ценовой дискриминации разных степеней? Отличаются ли последствия ценовой дискриминации на олигополистическом рынке или монопольно-конкурентном рынке от ее последствий при чистой конкуренции?

· Рассмотрите конкретный пример ценовой дискриминации. Скажем, различные уровни абонентной платы за телефон для: пенсионеров — прочих физических лиц — бюджетных организаций — коммерческих фирм. Является ли ценовая дискриминация злом или благом в рассмотренном вами случае?

Г. Примерные темы эссе:

1. Дифференциация продукта.

2. Телевизионная реклама.

3. Монополия — тип рынка, подрывающий основу своего существования

4. Патентование изобретений способствует ускорению технического прогресса или замедляет его?

5. Свободное эссе попроблемам монополистической конкуренции, олигополии, монополии и антимонопольного регулирования. Требования к свободному эссе см. в методических указаниях к рабочим тетрадям.

ТЕМА 6. РЫНКИ ФАКТОРОВ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: