Концепция полезности. Законы Госсена

Теория потребительского поведения - теория, рассматривающая поведение потребителей на рынке, раскрывающая механизм взаимодействия потребностей и спроса. Теория потребительского выбора основана на том, что потребитель имеет определённые индивидуальные вкусы и предпочтения, что он ограничен в удовлетворении своих вкусов и предпочтений бюджетным ограничением (своими доходами) и что он делает в этих условиях выбор, обеспечивающий максимально возможную полезность. В экономической теории рассматриваются два основных подхода к решению этого вопроса: с точки зрения теории предельной полезности (кардиналистская теория - от слова «число») и с точки зрения кривых безразличия (ординалистская теория - от слова «порядок»).

В кардиналистской теории полезность - это выгода при потреблении, представляющая собой степень удовлетворения потребностей отдельно взятого потребителя. Количественный подход к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в гипотетических единицах полезности.

Функция полезности - это функция, показывающая убывание полезности блага с ростом его количества:

U = f(Qi),

где U - полезность блага; Q i - последовательные количества блага.

Различают общую и предельную полезность. Общая полезность - это удовлетворение, которое получают от потребления определенного набора единиц товара. Предельной называют полезность, равную приращению, увеличению общей полезности в результате приобретения дополнительной единицы данного товара. Предельная полезность отражает степень настоятельности потребности. Допустим, потребитель собирается приобрести телевизор, потребность первой покупки очень высокая; предельная полезность второго и третьего телевизора соответственно будет ниже. Снижение предельной полезности связано с уменьшением субъективной оценки потребителем единицы товара, когда возрастает количество приобретенных единиц блага. Поскольку этот конкретный товар (телевизор) будет постепенно удовлетворять потребителя25.

Функция общей полезности

TU= f( QA, QB,…,Qz),

где ТU - общая полезность данного товарного набора;

QA, QB,…,Qz - объемы потребления товаров А, В,..., Z в единицу времени

Математически предельная полезность товара есть частная производная общей полезности товарного набора по объему потребления i-го товара26

Геометрически значение предельной полезности в точке А' (длина отрезка OF на нижнем рис. 17) равно тангенсу наклона касательной к кривой TU (на верхнем рис. 17) в точке А.

Рис. 17. Изменение общей и предельной полезности

В точке В величина общей полезности достигает своего максимума, а величина предельной полезности - нуля. Далее с увеличением количества потребляемого блага общая полезность снижается, а предельная полезность становится величиной отрицательной.

Законы Госсена - математическая разработка главных принципов теории предельной полезности, общих основ теорий субъективной ценности. Первый закон Госсена (принцип убывающей предельной полезности): полезность каждой последующей единицы блага, получаемой в данный момент, меньше полезности предыдущей единицы (предельная полезность блага убывает с увеличением потребления)27.

Второй закон Госсена (правило максимизации полезности) заключается в утверждении, что полезность, получаемая из последней денежной единицы, израсходованной на приобретение какого-либо блага, одинакова независимо от того, на какое именно благо она затрачена28. Алгебраически закон можно выразить так:

где а, b, с,...., n - различные потребляемые товары;

λ - предельная полезность денег.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: