Логика курса

А. Ответьте на следующие вопросы:

1. Назовите особенности формирования спроса на трудовые ресурсы.

2. В чем заключается сущность заработной платы?

3. Чем определяются различия в уровне заработной платы? Существует ли в современной России дифференциация зарплаты по возрастному, половому, национальному признакам? Обсудите эту проблему.

4. В чем состоит роль профсоюзов на рынке труда? Каковы особенности профсоюзной деятельности в нашей стране?

5. Опишите рынок труда в советской экономике и в современной России.

6. Необходимо ли государственное регулирование рынка труда? Следует ли развивать его в России?

7. В чем состоит отличия фактора капитал от факторов труд и земля?

8. Опишите перераспределяющую и сберегательную составляющие механизма первоначального накопления капитала. В чем состоит диспропорция, сложившаяся в их соотношении в современной России?

9. Что такое ваучерная приватизация? Обоснуйте необходимость приватизации при проведении рыночных реформ и обсудите достоинства и недостатки ее конкретной реализации в России.

10. Какова структура капитала? Какой признак положен в основу его деления на основной и оборотный?

11. Что понимают под проблемой утраты оборотных средств российскими предприятиями?

12. Какой показатель делает возможным корректное сравнение денежных потоков, относящихся к разным временным периодам? Опишите логику дисконтирования.

13. Как устанавливается равновесие на рынке основного капитала? Почему в этом процессе важную роль играют кредитно-финансовые рынки?

14. Что понимают под фактором земля в широком и узком смыслах? Какую роль играет этот фактор в экономике России?

15. Какие способы классификации природных ресурсов вы знаете?

16. Равновесие на рынке не возобновляемых ресурсов.

17. В чем состоят преимущества и недостатки консервации ресурсов? Эффективно ли использование не возобновляемых ресурсов в современной России?

18. Что такое дифференциальная и чистая рента? Каковы причины их образования?

19. Как распределяется земельная рента? Каково влияние рентных отношений на экономику?

20. Как устанавливается равновесие на рынке земли? Чему равна цена земли?

Тесты

Тест Обоснование
1. Фирма минимизирует свои издержки, когда: а) предельные продукты всех факторов производства одинаковы; б) отношение предельных продуктов всех факторов производства к их ценам равно единице; в) предельные продукты всех факторов производства стремятся к нулю; г) предельные продукты превышают предельные издержки на их приобретение; д) ни один из приведенных вариантов не является вполне точным.  
2. Инвестиционный проект предполагает получение прибыли в 100 тыс. рублей за один год при осуществлении инвестиций в 1 млн. руб. Он становится безубыточным при уровне процентной ставки в стране, равной: а) 5%; б) 8%; в) 10% г) 12%; д) 14%.  
3. Уровень инвестиционного спроса связан со ставкой процента: а) обратной зависимостью; б) не зависит от нее; в) прямой положительной зависимостью; г) обратной квадратичной зависимостью; д) все предложенные варианты ошибочны.  
4. Процентная ставка в стране составляет 20%. Инвестору предлагают вложить 100 тыс. руб. сроком на два года. Для того чтобы он согласился, ему надо обещать минимальную прибыль: а) 12 тыс. руб.; б) 24 тыс. руб.; в) 36 тыс. руб.; г) 44 тыс. руб.; д) иную.  
5. Ссудный процент в узком понимании — это: а) плата за материальный ресурс; б) показатель эффективности инвестиционного проекта; в) цена, уплачиваемая собственнику капитала за использование заемных денежных средств; г) доход фактора производства капитал; д) цена, уплачиваемая банками за пользование сбережениями населения.  
6. Рост процентной ставки, при прочих равных условиях, приведет к: а) росту инвестиций; б) сокращению предложения заемных средств; в) сокращению инвестиций; г) увеличению спроса на заемные средства; д) не влияет на объем инвестиций.  
7. Вычисление текущей дисконтированной стоимости (PDV) — это процедура, позволяющая: а) установить сегодняшнюю стоимость будущих доходов; б) устранить влияние инфляции на оценку будущих доходов; в) выяснить, какую величину процентов можно получить в банке за рассматриваемый период; г) выбрать наилучший из альтернативных инвестиционных проектов; а) верно все вышесказанное..  
8. Доход, получаемый владельцами фактора, представляет собой чистую экономическую ренту, если: а) спрос на фактор абсолютно эластичен; б) предложение фактора абсолютно эластично; в) предложение фактора абсолютно неэластично; г) кривая предложения горизонтальна; д) это доход, получаемый собственником более производительного ресурса.  
9. Изменения реальной заработной платы определяются путем сравнения номинального роста заработной платы с: а) изменениями цен на товары и услуги; б) изменениями налогов; в) изменениями банковского процента; г) изменениями налогов и прочих обязательных сборов; д) номинальная зарплата должна быть уменьшена на величину налогов и прочих обязательных сборов, а затем сопоставлена с изменениями цен на товары и услуги.  
10. Предельные издержки на оплату труда: а) представляют собой увеличение переменных издержек при росте производства на единицу; б) представляют собой увеличение общих издержек при росте производства на единицу; в) представляют собой увеличение общих издержек при росте числа занятых на единицу; г) равны заработной плате последнего нанятого работника; д) не верен ни один из вариантов ответа.  
11. Спрос на землю: а) неэластичен; б) эластичен; в) абсолютно неэластичен; г) абсолютно эластичен; д) в зависимости от конкретной ситуации может соответствовать любому из этих вариантов.  
12. Предложение земли: а) неэластично; б) эластично; в) абсолютно неэластично; г) абсолютно эластично; д) в зависимости от конкретной ситуации может соответствовать любому из этих вариантов.  
13. Цена земли зависит от: а) текущей дисконтированной стоимости арендной платы; б) плодородия данного участка; в) местоположения данного участка; г) все приведенные варианты верны; д) все приведенные варианты не верны.  

ЗАДАЧИ

3.1.

Фирма максимизирует прибыль в условиях совершенной конкуренции. При этом готовую продукцию продаёт по цене 2 руб. за штуку, а покупает ресурс по цене 10 руб. за единицу.

Найти величину предельного продукта данного ресурса.

3.2.

В первый год уровень цен не изменяется, номинальная ставка процента составляет 6%. Во второй год темп инфляции составил 3%.

Если реальная ставка процента во втором году остается на том же уровне, что и в первом году, то какой будет номинальная ставка процента во втором году?

3.3.

Держатель бессрочной ценной бумаги, получает на неё годовой доход в 100 $.

Если ставка банковского процента выросла с 8 до 10%, то каковы будут последствия для держателя этой ценной бумаги?

3.4.

Владелец склада сдал его в бессрочную аренду с ежегодной рентой 110 тыс. руб. Ставка процента i = 10%.

Чему равен дисконтированный доход?

3.5.

Человек поставлен перед выбором: сберечь имеющиеся у него 10000 рублей или потратить. Если он сегодня положит деньги в банк, то получит через год 11400 рублей. Инфляция составляет 12% в год.

Найдите номинальную и реальную ставку процента.

3.6.

В результате инвестиций в размере 10 000 руб. в начале года ожидается получение фиксированного дохода в 1500 руб. ежегодно в конце каждого года.

Выгодны ли такие инвестиции, если ставка банковского процента

i= 10%.

3.7.

Субъект, который держит деньги на банковском счете при 8% годовой ставке, решил подписаться на журнал. Годовая подписка стоит 12 д. ед.

В какую сумму ему обошлась подписка на второй год?

3.8.

Арендная плата за участок земли 3600 долл. в год. Банковская ставка процента 10% годовых. Вам предложили купить этот участок земли за 20 000 долл.

Определите, стоит ли Вам соглашаться на это предложение.

3.9.

Площадь доступных земельных угодий составляет 120 га. Спрос на землю описывается уравнением Q = 180 – 3R, где Q – площадь используемой земли в гектарах, а R - ставка ренты в тыс. руб. за гектар. Ставка банковского процента – 10% годовых.

Определите равновесную ставку ренты и цену одного гектара земли.

Эссе

А. Проблемный вопрос (может использоваться как тема эссе):

Полезна ли деятельность профсоюзов для функционирования рынка труда?

Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:

· Рассмотрите основное противоречие деятельности профсоюзов в рыночной экономике: при обычном поведении открытых профсоюзов их деятельность способствует повышению зарплаты для имеющих работу, но сокращает общий уровень занятости в экономике. Могут ли профсоюзы разрешить это противоречие и достичь одновременного повышения зарплаты и спроса на труд? Если да, то какими методами?

· К чему приводит откровенная слабость профсоюзов в стране? Обсудите возможные социальные последствия.

· Обдумайте возможные деструктивные варианты поведения профсоюзов. Может ли небольшая группа занятых, обладающих благодаря своей квалификации особым влиянием (пример: диспетчеры атомных электростанций) навязывать свою волю всему обществу?

· Должны ли профсоюзы ставить перед собой политические цели или их деятельность должна носить исключительно экономический характер (известная альтернатива рабочего движения: радикальные профсоюзы против профсоюзов «хлеба с маслом»)?

· Обсудите международный аспект проблемы. Допустим, профсоюзы страны А добились высокой занятости, высокой зарплаты и короткой рабочей недели. Как это скажется на конкурентоспособности национального производства?

· Какую позицию должно занимать государство по отношению к профсоюзам? Можно ли государственными средствами усилить положительные стороны их влияния на экономику и ослабить отрицательные?

Б. Проблемный вопрос (может использоваться как тема эссе):

Нужен ли пересмотр итогов приватизации в России?

Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:

· Проводилась ли приватизация справедливым образом (выделите юридическую и практическую стороны дела)? Получило ли большинство населения в обмен на свои ваучеры причитавшуюся им долю бывшей государственной собственности?

· Какие социальные слои и группы людей выиграли от приватизации? Какими способами они добились успеха? Какие позитивные результаты имела приватизация? Какие у нее были недостатки?

· Появились ли на предприятиях в результате приватизации эффективные собственники? В каком направлении, и с помощью каких механизмов, идет переход приватизированной собственности из рук в руки? Возрастает ли при этом эффективность управления собственностью?

· К каким экономическим последствиям привело бы тотальное признание итогов приватизации недействительными (формальное юридическое основание для этого можно найти в использовании ваучеров вместо предписанных законом именных приватизационных счетов)?

· Следует ли считать пересмотр отношений государства и олигархов «мягким вариантом» корректировки итогов приватизации? Может ли правительство добиться от олигархов более лояльного отношения к государственным интересам, не прибегая к отмене итогов приватизации?

В. Проблемный вопрос (может использоваться как тема эссе):

Благоприятна ли для России свободная купля-продажа сельскохозяйственных земель?

Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:

· В чье собственности (официально и фактически) находятся сельскохозяйственные угодья в настоящее время? Является ли такая система собственности эффективной?

· Какие проблемы стоят перед российскими сельскохозяйственными производителями? Облегчились ли они после перехода земли в их собственность?

· Какова ожидаемая рыночная цена российских сельскохозяйственных земель? От чего она зависит? Как влияет уровень цены земли на реализацию экономических интересов ее продавцов и покупателей?

· Возможна ли массовая скупка сельскохозяйственных земель иностранцами? Опасен ли этот процесс для России или напротив благоприятен?

· Возможна ли массовая скупка сельскохозяйственных земель олигархами? Какиемотивы покупки земли вероятны у этой группы инвесторов?

· Кто заинтересован в недопущении свободной купли-продажи сельскохозяйственных земель?

· Необходимы ли какие-нибудь ограничения свободной купли-продажи сельскохозяйственных земель? Существуют ли они в современных российских законах?

Г. Примерные темы эссе:

1. Дисконтирование как идеология долговременных капиталовложений на рынке.

2.Носит ли предложение земли абсолютно неэластичный характер?

3.Свободное эссе по проблемам рынка труда, рынка капитала и рынка природных ресурсов. Требования к свободному эссе см. в методических указаниях к рабочим тетрадям.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: