Задача 1

Исходные данные. Каждый из нас имеет представление об идеальной для себя работе. Ниже приведено несколько высказываний о том, что такое хорошая работа. Подумайте, пожалуйста, в какой мере каждое из них соответствует Вашему представлению о хорошей работе.

Таблица 7

Фрагмент анкеты обследования мотивации трудовой деятельности работников

(Против КАЖДОГО высказывания обведите номер в той колонке, которая совпадает с Вашим мнением)

  Соответствует Не соответствует
полностью частично
13. Хорошая работа - это само­стоятельная работа, позволяю­щая решать самому, что и как делать      
14. Хорошая работа позволяет получить жилье, устроить ре­бенка в хороший садик, получить путевку      
15. Работа - наш долг перед обществом. Любая работа хороша, если она необходима      
16. Хорошая работа должна оставлять время и силы, чтобы пользоваться всем, что дает жизнь      
17. Хорошая работа та, которая дает хороший заработок      
18. Если тебя окружают люди, с которыми можно общаться, - это хорошая работа      
19. Хорошая работа та, которая дает возможность приносить пользу людям      
20. Хорошая работа та, которая позволяет всесторонне использо­вать свои знания и способности      
21. Хорошая работа та, которая дает возможность продвижения по службе      
22. Хорошая работа обеспечи­вает достаток в доме, возмож­ность приобретать, что хочется      
23. Хорошая работа это прежде всего интересная работа, доставляющая удовольствие      
24. Хорошая работа позволяет выпускать продукцию, пользую­щуюся спросом      
25. Хорошая работа заставляет повышать квалификацию, по­полнять знания      
26. Хорошая работа та, которая дает возможность заслужить уважение окружающих      

Постановка задачи:

Ответьте на вопросы блока (табл.), обведите кружком номера от­ветов. Рассчитайте тип, силу и направленность мотивации трудовой дея­тельности.

Методические указания. Для определения ценностной ори­ентации работников блок вопросов об идеальной работе (табл. 7) раз­бивается на 4 подгруппы, каждая из которых включает определенный перечень вопросов и дает представление об идеальной работе, как рабо­те, направленной в первую очередь на:

­ содержание работы (вопросы 13, 20, 23, 25);

­ общественную полезность (вопросы 15, 19, 24);

­ оплату труда (вопросы 14, 17, 22);

­ статус работника (вопросы 18, 21, 26).

В этот перечень не включен ответ на вопрос № 16, который является антимотивационным и означает отсутствие трудовой мотивации.

Эти подгруппы объединяются в 2 группы, первая из которых (включа­ет 1 и 2 подгруппы) характеризует ценностную ориентацию, а вторая (включает 3 и 4 подгруппы) — прагматическую ориентацию.

По каждой группе рассчитывается среднее количество баллов для каж­дого респондента, как среднеарифметическое.

Если средний балл по первой группе выше среднего балла по второй груп­пе, то у респондента ценностная ориентация и I тип мотивации.

Если наоборот, то прагматическая ориентация и III тип мотивации.

При равном количестве баллов в группах респондент относится ко II типу мотивации с нейтральной ориентацией.

Результат опроса, распределение вопросов по подгруппам и средний балл по группам у каждого респондента представлены в табл.

При подсчете среднего балла по каждому респонденту суммируются баллы по всем вопросам, перечисленным выше, затем вычитается ответ на вопрос № 16 (как антимотивационный) и делится на общее количест­во вопросов в этом блоке (14). Например, по респонденту № 1 общая сумма баллов (см. варианты ответов) составила 30:

(2+2+2+3+2+3+2)+(2+3+2+2+2+3) =30

На вопрос № 16 он ответил по I варианту - количество баллов 3. Тогда среднее количество баллов по этому респонденту будет:

30 - 3 / 14 = 1,93.

На основе этого среднего количества баллов производится классифи­кация респондентов по силе мотивации и направленности мотивации.

По силе мотивации:

­ если средний балл находится в диапазоне от 3 до 2,4 включительно, то это сильная мотивация;

­ при среднем балле в диапазоне от 2,39 до 1,6 включительно - средняя мотивация;

­ при среднем балле от 1,59 до 1 - слабая мотивация.

По направленности мотивы классифицируются на:

­ мотивы достижения (если средний балл превышает 2,5);

­ мотивы сохранения (если средний балл находится в диапазоне 1,5 - 2,5);

­ отсутствие мотивации вообще (если средний балл не превышает 1,5).

Таблица 8

Итоговые данные расчета среднего балла респондентов по группам мотивации

№ респон-дентов 1 подг-руппа 2 подг-руппа ср. балл 3 подг-руппа 4 подг-руппа ср. балл ответ на вопрос №16
                         
                2,29             2,33  
                2,86             2,67  
                2,86                
                1,86             2,67  
                2,43             1,83  
                2,71             2,67  
                                 
                1,43             1,67  
                2,86                
                2,71             2,33  
                2,43                
                                 
                2,14             2,5  
                1,86                
                2,57                

Например, у 1-го респондента III тип мотивации, поскольку у него средний балл по второй группе выше, чем по первой (2,33 > 2,29) и т.д.

По всем признакам респондентов можно классифицировать следую­щим образом:

Таблица 9

Классификация респондентов

Средний балл Сила мотивации Направленность мотивации Тип мотивации
         
1. 1,93 средняя сохранения III
2. 2,36 средняя сохранения I
3. 2,57 средняя достижения III
4. 1,93 средняя сохранения III
5. 1,79 средняя сохранения I
6. 2,29 средняя сохранения I
7. 2,57 средняя достижения II
8. 1,29 слабая отсутствие III
9. 2,5 средняя достижения III
10. 2,15 средняя сохранения I
11. 1,86 средняя сохранения I
12. 2,57 средняя достижения II
13. 1,93 средняя сохранения III
14. 1,57 средняя сохранения III
15. 2,36 средняя сохранения III

Таким образом, у пяти респондентов средняя сила мотивации сохра­нения с ценностной ориентацией; у двух — нейтральная ориентация (II тип), но сильная мотивация достижения; у пяти — прагматическая (III тип) ориентация со средней мотивацией сохранения; у двух — праг­матическая ориентация с сильной мотивацией достижения и у одного - III тип ориентации с отсутствием мотивации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: