Исходные данные. Каждый из нас имеет представление об идеальной для себя работе. Ниже приведено несколько высказываний о том, что такое хорошая работа. Подумайте, пожалуйста, в какой мере каждое из них соответствует Вашему представлению о хорошей работе.
Таблица 7
Фрагмент анкеты обследования мотивации трудовой деятельности работников
(Против КАЖДОГО высказывания обведите номер в той колонке, которая совпадает с Вашим мнением)
Соответствует | Не соответствует | ||
полностью | частично | ||
13. Хорошая работа - это самостоятельная работа, позволяющая решать самому, что и как делать | |||
14. Хорошая работа позволяет получить жилье, устроить ребенка в хороший садик, получить путевку | |||
15. Работа - наш долг перед обществом. Любая работа хороша, если она необходима | |||
16. Хорошая работа должна оставлять время и силы, чтобы пользоваться всем, что дает жизнь | |||
17. Хорошая работа та, которая дает хороший заработок | |||
18. Если тебя окружают люди, с которыми можно общаться, - это хорошая работа | |||
19. Хорошая работа та, которая дает возможность приносить пользу людям | |||
20. Хорошая работа та, которая позволяет всесторонне использовать свои знания и способности | |||
21. Хорошая работа та, которая дает возможность продвижения по службе | |||
22. Хорошая работа обеспечивает достаток в доме, возможность приобретать, что хочется | |||
23. Хорошая работа это прежде всего интересная работа, доставляющая удовольствие | |||
24. Хорошая работа позволяет выпускать продукцию, пользующуюся спросом | |||
25. Хорошая работа заставляет повышать квалификацию, пополнять знания | |||
26. Хорошая работа та, которая дает возможность заслужить уважение окружающих |
Постановка задачи:
|
|
Ответьте на вопросы блока (табл.), обведите кружком номера ответов. Рассчитайте тип, силу и направленность мотивации трудовой деятельности.
Методические указания. Для определения ценностной ориентации работников блок вопросов об идеальной работе (табл. 7) разбивается на 4 подгруппы, каждая из которых включает определенный перечень вопросов и дает представление об идеальной работе, как работе, направленной в первую очередь на:
содержание работы (вопросы 13, 20, 23, 25);
общественную полезность (вопросы 15, 19, 24);
оплату труда (вопросы 14, 17, 22);
статус работника (вопросы 18, 21, 26).
В этот перечень не включен ответ на вопрос № 16, который является антимотивационным и означает отсутствие трудовой мотивации.
|
|
Эти подгруппы объединяются в 2 группы, первая из которых (включает 1 и 2 подгруппы) характеризует ценностную ориентацию, а вторая (включает 3 и 4 подгруппы) — прагматическую ориентацию.
По каждой группе рассчитывается среднее количество баллов для каждого респондента, как среднеарифметическое.
Если средний балл по первой группе выше среднего балла по второй группе, то у респондента ценностная ориентация и I тип мотивации.
Если наоборот, то прагматическая ориентация и III тип мотивации.
При равном количестве баллов в группах респондент относится ко II типу мотивации с нейтральной ориентацией.
Результат опроса, распределение вопросов по подгруппам и средний балл по группам у каждого респондента представлены в табл.
При подсчете среднего балла по каждому респонденту суммируются баллы по всем вопросам, перечисленным выше, затем вычитается ответ на вопрос № 16 (как антимотивационный) и делится на общее количество вопросов в этом блоке (14). Например, по респонденту № 1 общая сумма баллов (см. варианты ответов) составила 30:
(2+2+2+3+2+3+2)+(2+3+2+2+2+3) =30
На вопрос № 16 он ответил по I варианту - количество баллов 3. Тогда среднее количество баллов по этому респонденту будет:
30 - 3 / 14 = 1,93.
На основе этого среднего количества баллов производится классификация респондентов по силе мотивации и направленности мотивации.
По силе мотивации:
если средний балл находится в диапазоне от 3 до 2,4 включительно, то это сильная мотивация;
при среднем балле в диапазоне от 2,39 до 1,6 включительно - средняя мотивация;
при среднем балле от 1,59 до 1 - слабая мотивация.
По направленности мотивы классифицируются на:
мотивы достижения (если средний балл превышает 2,5);
мотивы сохранения (если средний балл находится в диапазоне 1,5 - 2,5);
отсутствие мотивации вообще (если средний балл не превышает 1,5).
Таблица 8
Итоговые данные расчета среднего балла респондентов по группам мотивации
№ респон-дентов | 1 подг-руппа | 2 подг-руппа | ср. балл | 3 подг-руппа | 4 подг-руппа | ср. балл | ответ на вопрос №16 | |||||||||
2,29 | 2,33 | |||||||||||||||
2,86 | 2,67 | |||||||||||||||
2,86 | ||||||||||||||||
1,86 | 2,67 | |||||||||||||||
2,43 | 1,83 | |||||||||||||||
2,71 | 2,67 | |||||||||||||||
1,43 | 1,67 | |||||||||||||||
2,86 | ||||||||||||||||
2,71 | 2,33 | |||||||||||||||
2,43 | ||||||||||||||||
2,14 | 2,5 | |||||||||||||||
1,86 | ||||||||||||||||
2,57 |
Например, у 1-го респондента III тип мотивации, поскольку у него средний балл по второй группе выше, чем по первой (2,33 > 2,29) и т.д.
По всем признакам респондентов можно классифицировать следующим образом:
Таблица 9
Классификация респондентов
№ | Средний балл | Сила мотивации | Направленность мотивации | Тип мотивации |
1. | 1,93 | средняя | сохранения | III |
2. | 2,36 | средняя | сохранения | I |
3. | 2,57 | средняя | достижения | III |
4. | 1,93 | средняя | сохранения | III |
5. | 1,79 | средняя | сохранения | I |
6. | 2,29 | средняя | сохранения | I |
7. | 2,57 | средняя | достижения | II |
8. | 1,29 | слабая | отсутствие | III |
9. | 2,5 | средняя | достижения | III |
10. | 2,15 | средняя | сохранения | I |
11. | 1,86 | средняя | сохранения | I |
12. | 2,57 | средняя | достижения | II |
13. | 1,93 | средняя | сохранения | III |
14. | 1,57 | средняя | сохранения | III |
15. | 2,36 | средняя | сохранения | III |
Таким образом, у пяти респондентов средняя сила мотивации сохранения с ценностной ориентацией; у двух — нейтральная ориентация (II тип), но сильная мотивация достижения; у пяти — прагматическая (III тип) ориентация со средней мотивацией сохранения; у двух — прагматическая ориентация с сильной мотивацией достижения и у одного - III тип ориентации с отсутствием мотивации.
|
|