Процессы мониторинга и измерений обеспечивают методы получения объективных свидетельств соответствия. В некоторых случаях потребитель может потребовать представить планы мониторинга и измерений (обычно называемых "планы контроля и испытаний") отдельно, без включения остальной информации плана по качеству, как основу для мониторинга соответствия установленным требованиям.
План качества должен определять:
a) применимые методы мониторинга и измерений процессов и продукции;
b) стадии, на которых применяют мониторинг и измерения;
c) характеристики качества, подлежащие мониторингу и измерению на каждой стадии;
d) используемые процедуры и критерии приемки;
e) применимые статистические методы управления процессами;
f) если контроль или испытания должны быть засвидетельствованы или выполнены уполномоченными органами и/или потребителем, то план качества должен предусматривать, например:
- испытания или серию испытаний (иногда называемые "типовые испытания"), направленные на одобрение конструкции и определение способности конструкции соответствовать требованиям технических условий к продукции,
|
|
- испытания и приемку на месте установки,
- верификацию продукции,
- валидацию продукции;
g) место, время и способ привлечения организацией третьих лиц для выполнения контроля или испытаний в соответствии со своими потребностями, требованиями потребителей или законодательными и обязательными требованиями;
h) критерии реализации продукции.
План качества должен идентифицировать средства контроля, используемые для мониторинга, испытательное оборудование, используемое в определенных случаях, включая требования к его калибровке и статусу калибровки.
3.19 Аудиты. Аудиты используют для нескольких целей:
a) мониторинг внедрения и результативность планов качества;
b) мониторинг и верификация соответствия установленным требованиям;
c) наблюдение за поставщиками;
d) независимая объективная оценка удовлетворения потребностей потребителей или других заинтересованных сторон и др.
План качества должен идентифицировать необходимые аудиты конкретной ситуации, особенности и объем аудита, а также использование результатов аудита.
4. Анализ, принятие, внедрение и пересмотр плана качества
4.1 Анализ и принятие плана качества
План качества необходимо анализировать на предмет его адекватности и результативности. План качества должен быть формально одобрен ответственным лицом или группой лиц, состоящей из представителей соответствующих функциональных подразделений организации.
В соответствии с договором план качества может быть представлен потребителю для анализа и принятия или в процессе консультаций при подготовке договора, или после заключения договора. После заключения договора план качества должен быть проанализирован и при необходимости доработан и пересмотрен в соответствии с изменениями требований, которые могли произойти в процессе консультаций при подготовке договора.
Если проект или договор выполняются поэтапно, организация может представлять план качества потребителю для каждой стадии работы (до начала этой стадии).
|
|
4.2. Внедрение плана качества
При внедрении плана качества организация должна рассмотреть следующее:
a) Рассылка плана качества.
План качества должен быть разослан всем заинтересованным лицам. Следует соблюдать осторожность и различать копии, рассылаемые в соответствии с процедурой управления документацией, контролируемые копии (которые при необходимости актуализируются) и копии, рассылаемые только для информации.
b) Обучение использованию планов качества.
В некоторых организациях, например занимающихся менеджментом проекта, планы качества используют обычно как часть системы менеджмента качества. В других организациях планы качества могут использоваться при необходимости. В этом случае может потребоваться специальное обучение пользователей правильному применению плана качества.
c) Мониторинг соответствия планам качества.
Организация несет ответственность за мониторинг соответствия текущей деятельности планам качества. Мониторинг может предусматривать:
- наблюдение за выполнением запланированных мероприятий,
- анализ этапов, предусмотренных планом,
- проведение аудитов.
Если используют несколько краткосрочных планов качества, то аудит проводят выборочно.
Если план качества представлен потребителям или другим внешним сторонам, то эти стороны могут установить требования к мониторингу соответствия планам качества.
Мониторинг, выполненный внутренними или внешними сторонами, может быть полезен при:
1) оценке обязательств организации по эффективному внедрению планов качества;
2) оценке практического внедрения плана качества;
3) определении риска с учетом требований конкретной ситуации;
4) проведении корректирующих или предупреждающих действий при необходимости;
5) идентификации возможностей улучшения плана качества и связанных действий.
4.3. Пересмотр плана качества
Организация должна пересматривать планы качества:
a) для отражения любых изменений входных данных, включая изменения:
- конкретной ситуации, для которой установлен план качества,
- процессов реализации продукции,
- системы менеджмента качества организации,
- установленных законодательных или обязательных требований;
b) для введения согласованных улучшений.
Уполномоченное лицо или лица должны проанализировать изменения плана качества на предмет его выполнимости, адекватности и результативности. О пересмотре плана качества должно быть сообщено всем лицам, использующим его. Все документы, которые затрагивают изменения плана качества, должны быть актуализированы по мере необходимости.
Организация должна рассмотреть вопрос о способе и обстоятельствах выдачи организацией разрешения на отклонение от плана качества, включая определение:
- лиц, уполномоченных запрашивать разрешение на отклонение;
- способа совершения запроса;
- содержания и формы предоставляемой информации;
- лиц, наделенных ответственностью и полномочиями принимать или отклонять разрешения на отклонения.
План качества должен рассматриваться как элемент конфигурации и должен быть подчинен процессу управлению конфигурацией.
4.4 Обратная связь и улучшени е
Опыт применения плана качества должен быть проанализирован. Полученная информация должна использоваться для улучшения последующих планов или системы менеджмента качества.