План.
1. Общее понятие о восприятии.
2. Свойства восприятия.
3. Развитие восприятия у учащихся.
1. В окружающем нас мире существуют не отдельные свойства сами по себе, а предметы, вещи, явления; не запахи, а пахнущие объекты; не свет, а светящиеся предметы и.т.д.
На основе ощущения строится более сложный психический процесс, который отражает предметы в целом, совокупности их свойств.
Восприятие – отражение в коре головного мозга предметов и явлений в целом, действующих на анализаторы человека в данный момент.
Специальных органов восприятия нет, но материал для него дают анализаторы. Предметы и явления окружающего мира обладают целым рядом свойств и воздействуют этими свойствами на разные анализаторы.
Например: лимон выступает как сложный комплексный раздражитель.
Физиологической основой восприятия являются межанализаторные связи, наличие которых позволяет правильно воспринимать предмет на основании всего лишь одного анализатора.
Например: когда мы видим гранитную плиту, мы воспринимаем её как тяжелую и холодную, хотя t и вес нельзя увидеть.
В процессе восприятия не все анализаторы играют одинаковую роль, один обычно ведущий.
Отсюда различают виды восприятия:
1. зрительные;
2. слуховые;