2. Свойства восприятия таковы:
1. Константность - восприятие всегда целостно и относительно константно.
Например: висящую на стене картину мы воспринимаем одинаково на расстоянии 50 см и 5 м.
2. Осмысленность - в восприятии познание дополняется прошлым опытом, поэтому, оно всегда осмысленно.
3. Избирательность - восприятие всегда избирательно, т.е. более нужные детали целого всегда воспринимаются отчётливо.
Например: одно и тоже поле будут совершенно по разному воспринимать художник, ботаник, геолог, агроном, охотник и дачник.
4. Апперцепция - зависимость восприятия от общего содержания психической жизни человека, от его опыта, интересов, направленности в целом.
Восприятие не всегда даёт абсолютно верное представление о предметах.
5. Иллюзия - неправильное, искажённое восприятие.
Например: ложка в стакане чая или весло в воде кажутся переломленными.
Истинность восприятия проверяется практикой.
Извлечём ложку из чая и убедимся, что она не сломана.
Причины иллюзий могут быть физическими, физиологическими и психические.
|
|
Иллюзии сравнительно редкое явление.
3. Для развития восприятия уч-ся надо учить наблюдать.
Наблюдение – целенаправленное планомерное восприятие.
Наблюдать - не просто смотреть, а рассматривать, не просто слушать, а прислушиваться.
Наблюдение дает возможность глубже понимать окружающее.
Длительные упражнения в наблюдении приводят к развитию такого свойства личности как наблюдательность, т.е. способность замечать в предметах малозаметные, но важные для какой либо цели детали или свойства.
Развитие наблюдательности учащихся связано с их общим развитием, с совершенствованием их мысленной деятельности.
Важно пробудить в детях любознательность к окружающему миру, явлениям природы и общества, не быть поверхностным и равнодушным зрителем.
Тема 7. Память.
План.
1. Понятие о памяти, ее значений и физиологической основе.
2. Виды памяти.
3. Процессы памяти.
4. Способы и условия успешного запоминания.
5. Индивид. Особенности памяти.
1. Наш мозг способен не только получать информацию об окружающем мире, но и хранить и накапливать ее. Благодаря этому человек может накапливать знания и использовать прошлый опыт.
Память – отражение в коре головного мозга прошлого опыта человека, того, что он делал, чувствовал, воспринимал раньше..
В основе памяти лежат ассоциации, т.е. предметы и явления, связанные в реальной жизни, связываются и в памяти человека. Запомнить - это значит связать новую информацию с уже имеющимися знаниями.
2. Различают следующие виды ассоциации.
Ассоциации по сходству – связывают два явления, имеющие сходные черты, т.е. при упоминании одного, вспоминается и другое (Иванов, Петров, Сидоров).
|
|
По смежности – объединяют два явления или предмета, связанных во времени или в пространстве (1986 – год рождения), (пер. Ученический – колледж).
По контрасту – связывает два противоположных явления (черное – белое, зима – лето).
По смыслу – связывает два явления, которые и в жизни связаны, как часть и целое, причина и следствие (треугольник – гипотенуза). Для образования ассоциации нужны повторения. На их образование влияет интересы и профессия. Например, слово корень вызывает разные ассоциации у математиков – V, у лингвиста -.
Физиологической основой памяти является образование и сохранение временных нервных связей в коре головного мозга, их угасания и оживления.
Различают несколько классификаций видов памяти.
1) Память от объекта запоминания.
Образная Словесно- Двигательная Эмоциональная
логическая (моторная)
слуховая,
образная,
зрительная,
обонятельная,
осязательная,
вкусовая.
Образная память – запоминание, сохранение воспроизведение образов ранее воспринимавшихся объектов.
Словесно-логическая память – выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей и понятий.
Двигательная память – проявляется в запоминании, воспроизведении движений и их систем. С помощью этого вида памяти мы учимся ходить. Она развивается раньше других.
Эмоциональная память – на пережитые чувства.