Осязательные

2. Свойства восприятия таковы:

1. Константность - восприятие всегда целостно и относительно константно.

Например: висящую на стене картину мы воспринимаем одинаково на расстоянии 50 см и 5 м.

2. Осмысленность - в восприятии познание дополняется прошлым опытом, поэтому, оно всегда осмысленно.

3. Избирательность - восприятие всегда избирательно, т.е. более нужные детали целого всегда воспринимаются отчётливо.

Например: одно и тоже поле будут совершенно по разному воспринимать художник, ботаник, геолог, агроном, охотник и дачник.

4. Апперцепция - зависимость восприятия от общего содержания психической жизни человека, от его опыта, интересов, направленности в целом.

Восприятие не всегда даёт абсолютно верное представление о предметах.

5. Иллюзия - неправильное, искажённое восприятие.

Например: ложка в стакане чая или весло в воде кажутся переломленными.

Истинность восприятия проверяется практикой.

Извлечём ложку из чая и убедимся, что она не сломана.

Причины иллюзий могут быть физическими, физиологическими и психические.

Иллюзии сравнительно редкое явление.

3. Для развития восприятия уч-ся надо учить наблюдать.

Наблюдение – целенаправленное планомерное восприятие.

Наблюдать - не просто смотреть, а рассматривать, не просто слушать, а прислушиваться.

Наблюдение дает возможность глубже понимать окружающее.

Длительные упражнения в наблюдении приводят к развитию такого свойства личности как наблюдательность, т.е. способность замечать в предметах малозаметные, но важные для какой либо цели детали или свойства.

Развитие наблюдательности учащихся связано с их общим развитием, с совершенствованием их мысленной деятельности.

Важно пробудить в детях любознательность к окружающему миру, явлениям природы и общества, не быть поверхностным и равнодушным зрителем.

Тема 7. Память.

План.

1. Понятие о памяти, ее значений и физиологической основе.

2. Виды памяти.

3. Процессы памяти.

4. Способы и условия успешного запоминания.

5. Индивид. Особенности памяти.

1. Наш мозг способен не только получать информацию об окружающем мире, но и хранить и накапливать ее. Благодаря этому человек может накапливать знания и использовать прошлый опыт.

Память – отражение в коре головного мозга прошлого опыта человека, того, что он делал, чувствовал, воспринимал раньше..

В основе памяти лежат ассоциации, т.е. предметы и явления, связанные в реальной жизни, связываются и в памяти человека. Запомнить - это значит связать новую информацию с уже имеющимися знаниями.

2. Различают следующие виды ассоциации.

Ассоциации по сходству – связывают два явления, имеющие сходные черты, т.е. при упоминании одного, вспоминается и другое (Иванов, Петров, Сидоров).

По смежности – объединяют два явления или предмета, связанных во времени или в пространстве (1986 – год рождения), (пер. Ученический – колледж).

По контрасту – связывает два противоположных явления (черное – белое, зима – лето).

По смыслу – связывает два явления, которые и в жизни связаны, как часть и целое, причина и следствие (треугольник – гипотенуза). Для образования ассоциации нужны повторения. На их образование влияет интересы и профессия. Например, слово корень вызывает разные ассоциации у математиков – V, у лингвиста -.

Физиологической основой памяти является образование и сохранение временных нервных связей в коре головного мозга, их угасания и оживления.

Различают несколько классификаций видов памяти.

1) Память от объекта запоминания.

Образная Словесно- Двигательная Эмоциональная

логическая (моторная)

слуховая,

образная,

зрительная,

обонятельная,

осязательная,

вкусовая.

Образная память – запоминание, сохранение воспроизведение образов ранее воспринимавшихся объектов.

Словесно-логическая память – выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей и понятий.

Двигательная память – проявляется в запоминании, воспроизведении движений и их систем. С помощью этого вида памяти мы учимся ходить. Она развивается раньше других.

Эмоциональная память – на пережитые чувства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: