3. После произвольное внимание – сосредоточение на объекте в силу его ценности и привлекательности для личности, т.е. сама деятельность, переживается как потребность, а ее результат личностно значим (изобретатель, фанат). Этот вид внимания является результатом увлечения какой-либо деятельностью.
Все три вида внимания в практической деятельности человека тесно взаимосвязаны.
III. К свойствам внимания относятся:
1. объем внимания – количество объектов, которые человек может осознать за одно восприятие (количество разрозненных букв воспринимаются не так, как буквы, включенные в слова);
2. распределение внимания – способность удерживать в центре внимания несколько объектов, выполнять одновременно несколько действий (решать задачу и слушать передачу по радио);
3. концентрация внимания - степень сосредоточения на одном объекте, когда нельзя отвлекаться посторонними раздражителями (играющие дети, «когда я ем, я глух и нем»);
4. устойчивость внимания проявляется в длительности сосредоточения на одном объекте (это свойство зависит от силы нервных процессов, от характера деятельности, от отношений к делу);
|
|
5. переключение внимания – намеренный перенос внимания с одного объекта на другой.
Распространенным недостатком внимания является рассеянность (два вида):
а) частая непроизвольная отвлекаемость от основной деятельности. Это может быть в результате утомления, плохого самочувствия, настроения. Но если подобная рассеянность постоянна – это следствие плохого воспитания.
б) следствие чрезмерной сосредоточенности человека на работе.
IV. Для формирования внимания надо:
1. воспитывать чувство ответственности за выполняемую работу;
2. тренировать свою волю;
3. воспитывать стремление добиваться цели, доводить начатое дело до конца;
4. найти себе увлечение;
5. приучать себя работать в разных условиях, не поддаваться влиянию отвлекающих факторов.
Раздел II. Психология познавательной деятельности.