План.
- Общее понятие о деятельности.
- Виды деятельности.
- Структура деятельности.
- Психомоторика.
1. Нормальное состояние человека, если только он не спит – активное, деятельностное. Активность бывает внешняя и внутренняя.
Внешняя – это движение, мышечное усилие.
Внутренняя – размышление, припоминание, чтение.
Деятельность – активность человека, направленная на удовлетворение его собственных потребностей и требований со стороны общества и государства.
Без деятельности невозможна человеческая жизнь. Во-первых, в процессе деятельности человек познает окружающий мир, во-вторых, создает для себя материальные условия жизни, в-третьих в процессе деятельности создает духовные ценности, в-четвертых своей деятельностью человек изменяет окружающий мир, в-пятых изменяет себя самого.
Необходимым условием человеческой деятельности является психический процесс. Основные виды деятельности формируются и развиваются в процессе деятельности и связаны с вниманием, памятью и мышлением.
|
|
2. Различают 4 основных вида человеческой деятельности:
1. Труд – основной вид деятельности в результате, которого создается общественно полезный продукт. В состав труда входит творческая деятельность, дающая новый оригинальный продукт высокой общественной ценности. Творческая деятельность требует наличие таланта, а главное большого интереса к делу.
2. Учение – деятельность, направленная на приобретение ЗУН, необходима для широкого образования и последующей трудовой деятельности. Учеба не дает общественно полезного продукта, но способствует развитию личности.
3. Игра - не дает общественно полезного продукта, но готовит человека к учебе, труду.
4. Общение – деятельность человека, направленная на взаимодействие с другими людьми.
Эти виды деятельности имеют различные мотивы: мотивом труда и учебы является осознание личной необходимости. Игра мотивирована интересом. Организация этих видов деятельности также различна. Труд и учеба осуществляются в специально организованной форме. Игра и общение связаны со свободной организацией.
3. С точки зрения структуры различают цели и мотивы деятельности.
Цель – это то, к чему стремится человек, ради чего он действует.
Мотив - это то, почему действует человек.
Составной частью деятельности является действие, а действие состоит из движений.
Всякое рабочее движение диктуется сигналами из головного мозга. Действия бывают четырех видов:
· импульсивные – неосознанные действия под влиянием чувств;
· осознанные – ясна цель и последовательность движений;
· практические – выполняется определенная работа;
|
|
· умственные – человек получает ЗУН. Умственные действия тесно взаимосвязаны с практическими, на основе практических возникают умственные и наоборот.
4. Какую бы деятельность не выполнял человек, все его движения определяются раздражителями из окружающего мира и имеют осознанную цель. Элементом деятельности человека является психомоторика.
Психомоторика – это процесс, объединяющий психику человека с его мышечным усилием.
В трудовом процессе любые рабочие движения связаны с восприятием в ответ, на которые они совершаются.
Все, что в трудовых действиях относится к ощущениям, восприятию и оценкам, т.е. воздействует на органы чувств и определяет ответные действия, называется сенсорным полем, а все то, на что рабочий действует своими движениями, называется моторнымполем.
Связь восприятия и ответного движения в трудовой деятельности осуществляется в сенсомоторных действиях, которые состоят из 4 моментов:
1. Сенсорный момент – это реакция.
2. Центральный момент – процессы связаны с переработкой воспринятого.
3. Моторный – начало и ход движения.
4. Сенсорные коррекции – это движения как обратная связь.
В психомоторику входят также идеомоторные процессы, связывающие представление о движении с его выполнением. Эту психологическую закономерность надо учитывать в профессиональной деятельности. Для формирования правильного рабочего движения надо сначала сформировать правильное представление о нем. Для этого надо показать движение без ошибок и лишних жестов, сопровождая показ словесным разъяснением. Когда рабочие движения связаны с риском для жизни, то при обучении надо, прежде чем допустить учащегося к выполнению работы, заставить его проговорить вслух ход выполнения движений до 3х раз. Проговаривая, учащийся представляет себе ход движения, закрепляя связи в головном мозге.