Тема 17. Деятельность

План.

  1. Общее понятие о деятельности.
  2. Виды деятельности.
  3. Структура деятельности.
  4. Психомоторика.

1. Нормальное состояние человека, если только он не спит – активное, деятельностное. Активность бывает внешняя и внутренняя.

Внешняя – это движение, мышечное усилие.

Внутренняя – размышление, припоминание, чтение.

Деятельность – активность человека, направленная на удовлетворение его собственных потребностей и требований со стороны общества и государства.

Без деятельности невозможна человеческая жизнь. Во-первых, в процессе деятельности человек познает окружающий мир, во-вторых, создает для себя материальные условия жизни, в-третьих в процессе деятельности создает духовные ценности, в-четвертых своей деятельностью человек изменяет окружающий мир, в-пятых изменяет себя самого.

Необходимым условием человеческой деятельности является психический процесс. Основные виды деятельности формируются и развиваются в процессе деятельности и связаны с вниманием, памятью и мышлением.

2. Различают 4 основных вида человеческой деятельности:

1. Труд – основной вид деятельности в результате, которого создается общественно полезный продукт. В состав труда входит творческая деятельность, дающая новый оригинальный продукт высокой общественной ценности. Творческая деятельность требует наличие таланта, а главное большого интереса к делу.

2. Учение – деятельность, направленная на приобретение ЗУН, необходима для широкого образования и последующей трудовой деятельности. Учеба не дает общественно полезного продукта, но способствует развитию личности.

3. Игра - не дает общественно полезного продукта, но готовит человека к учебе, труду.

4. Общение – деятельность человека, направленная на взаимодействие с другими людьми.

Эти виды деятельности имеют различные мотивы: мотивом труда и учебы является осознание личной необходимости. Игра мотивирована интересом. Организация этих видов деятельности также различна. Труд и учеба осуществляются в специально организованной форме. Игра и общение связаны со свободной организацией.

3. С точки зрения структуры различают цели и мотивы деятельности.

Цель – это то, к чему стремится человек, ради чего он действует.

Мотив - это то, почему действует человек.

Составной частью деятельности является действие, а действие состоит из движений.

Всякое рабочее движение диктуется сигналами из головного мозга. Действия бывают четырех видов:

· импульсивные – неосознанные действия под влиянием чувств;

· осознанные – ясна цель и последовательность движений;

· практические – выполняется определенная работа;

· умственные – человек получает ЗУН. Умственные действия тесно взаимосвязаны с практическими, на основе практических возникают умственные и наоборот.

4. Какую бы деятельность не выполнял человек, все его движения определяются раздражителями из окружающего мира и имеют осознанную цель. Элементом деятельности человека является психомоторика.

Психомоторика – это процесс, объединяющий психику человека с его мышечным усилием.

В трудовом процессе любые рабочие движения связаны с восприятием в ответ, на которые они совершаются.

Все, что в трудовых действиях относится к ощущениям, восприятию и оценкам, т.е. воздействует на органы чувств и определяет ответные действия, называется сенсорным полем, а все то, на что рабочий действует своими движениями, называется моторнымполем.

Связь восприятия и ответного движения в трудовой деятельности осуществляется в сенсомоторных действиях, которые состоят из 4 моментов:

1. Сенсорный момент – это реакция.

2. Центральный момент – процессы связаны с переработкой воспринятого.

3. Моторный – начало и ход движения.

4. Сенсорные коррекции – это движения как обратная связь.

В психомоторику входят также идеомоторные процессы, связывающие представление о движении с его выполнением. Эту психологическую закономерность надо учитывать в профессиональной деятельности. Для формирования правильного рабочего движения надо сначала сформировать правильное представление о нем. Для этого надо показать движение без ошибок и лишних жестов, сопровождая показ словесным разъяснением. Когда рабочие движения связаны с риском для жизни, то при обучении надо, прежде чем допустить учащегося к выполнению работы, заставить его проговорить вслух ход выполнения движений до 3х раз. Проговаривая, учащийся представляет себе ход движения, закрепляя связи в головном мозге.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: