Философия упанишад

2.1. В упанишадах развиватся тематика вед: идея единства всего сущего, комологическая тема, поиск причинно-следственных связей. Первоначально ставились вопросы "Где сейчас находится солнце? Куда исчезают звезды днем?"

Постепенно возникли представления о так называемых законах проявленного мира, находящие параллели в современных представлениях современных западных ученых.

Всемирный закон смены и чередований утверждал, что все во вселенной развивается символически не по прямой линии. Каждая вещь или явление движется поступательно вперед с некоторым отступление назад. Всюду покой и деятельность сменяют друг друга. И сама вселенная испытывает периоды активности и покоя. Великая первопричина производит вселенную. В периоды покоя все возвращается в нее. Такие смены получили название "дни и ночи Брамы".

Закон вихревого движения утверждал, что оно является основой мировой эволюции. Все во вселенной образовалось из круговращений, который взаимно притягиваются и отталкиваются.

Закон мысли провозглашал. Что все движения и вихри есть не что иное как мысль, разумное стремление. Все движения есть выражения желаний первопричины.

Главное внимание уделялось человеку, его познанию и прежде всего нравственному совершенствованию. Ставились вопросы "Кто мы? Откуда мы пришли? Куда мы идем?"

2.2. Брахмáн - áтман. В качестве первоосновы бытия в упанишадах выступает брахман - универсальная, безличная мировая душа, духовное начало, из которого возникает весь мир со всеми его элементами. Эта универсальность брахмана достигается через познание им самого себя. Брахман тождественен и одновременно противопоставляется áтману - индивидуальной душе, субъективному духовному началу, "Я".

Брахман в индивиде осознает себя и тем самым переходит в атмана, становится им. Но на высшем уровне интуитивного "Я" атман снова сливается с брахманом.

Учение о брахамане и является центральным звеном философии упанишад. Оно утверждает тождество бытия отдельного человека со всеобщей сущностью мира.

2.3. Учение о сансаре (круговороте жизни) и карме (законе воздаяния).

Человеческая жизнь рассматривалась как определенная форма бесконечного перерождения. Но перевоплощению и усовершенствованию подлежит только одно - душа. Три низших уровня человеческого тела должны возобновляться при каждом очередном рождении. Именно они и именуются личностью человека. Будущее рождение человека определяется законом кармы. Оно - результат тех дел и поступков, которые человек совершал в предшествующих жизнях.

Важнейшая задача человека - освобождение его от мира "объектов и страстей", постоянное нравственное совершенствование. Освобождение реализуется посредством растворения атмана в брахмане. Человек, таким образом, провозглашается кузнецом своего собственного счастья.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: