Особенности китайской философии

Специфические черты китайской философии связаны с особенностями культуры китайской цивилизации.

Во-первых, она теснейшим образом связана с мифологией, опирающейся на предания о прошлых династиях. Древние литературно-философские памятники "И цзин" ("Книга перемен"), Ши цзин ("Книга песен") и другие имеют ссылки на мифы, включающие учение о "пяти первостихиях".

Во-вторых, философы Древнего Китая, часто были представителями обедневших слоев знати, зарабатывавшие на жизнь государственной службой: они нередко становились высокими сановниками, послами. Поэтому их преимущественно интересовали вопросы взаимоотношения социальных слоев, этики и ритуала.

В-третьих, в древнекитайской философии не было интереса к систематическому теоретизированию как это было в Греции, к проблеме освобождения или спасения как в Индии. Она была преимущественно практической направленности и разрабатывала вопросы самосовершенствования человека и управления государством. В любом деле основным мерилом были этические критерии.

В- четвертых, философия Китая того времени не имела строго аппарата понятий и была оторвана от естествознания.

В-пятых, сложилось представление о существовании нескольких направлений или школ философии, классификацию которых впервые дал выдающийся историк Сыма Цянь (II-I вв. до н.э.): сторонники учения об Инь и Янь (натурфилософы), школа миостов, номиналистов, школа законников (легистов), школа доасистов. Но самым выдающимся направление, оказавшим влияние на всю историю Китая, стало конфуцианство или школа служилых людей (Жуцьзя).

Спецификой китайской философии было то. что в рамках одной и той же школы выступали мыслители часто стоявшие на противоположных идейно-мировоззренческих позициях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: