Конфуцианство

2.1. Жизнь Конфуция. Известный на Западе под этим именем мыслитель (Кун Цзы,"учитель Кун" - 551-479 гг. до н.э.) родился в обедневшей семье аристократов и воинов в царстве Лу (современная провинция Шаньдун). Он прославился как создатель школы, в которой преподавали четыре дисциплины: мораль. Политику, язык и литературу. Поступив на службу, он стал высоким чиновник в царстве Лу, долгое время был ближайшим советником царя и достопримечательностью двора. Был блестящим дипломатом и моралистом. Всемерно требовал соблюдения древних ритуалов поклонения предкам. Но из-за интриг, оскорбленный царем, Кун Цзы отправился в изгнание. И в других государствах, где он часто был почетным гостем, учитель кун не нашел применения своим идеям. В 484 г. до н.э. вернувшись на родину он восстановил школу и занялся редактированием древних книг. Его взгляды нашли отражение в книге " Лунь Юй " (" Беседы и поучения "), собранной его учениками. Позднее Конфуций стал объектом поклонения не лишенным некоторых элементов религиозного культа.

2.2. Взгляды Конфуция. Мыслитель мало уделял внимания философии природы и религии. В центре его внимания был человек.

Основой его учения было представление о "небе" и " небесном велении ", понимаемом как судьба, рок, дао. "Небо" для него - это высшая духовная сила, определяющая существование и природы, и человека ("Жизнь и смерть определяются судьбой, богатство и знатность зависят от неба").

Конфуций не интересовался происхождением вселенной и "потусторонним" миром ("Не ведая еще, что такое жизнь, как можно знать, что такое смерть?", "Не умея служить людям, как можно служить духам?").

2.3. Этическая концепция Конфуция была предназначена для правящей элиты общества. Человек наделяется небом определенными нравственными качествами и должен жить в соответствии с моральным законом (дао), совершенствуя эти качества обучением ("Те, кто обладает врожденным знанием, стоят выше всех", "За ними следуют те, кто приобретает знание благодаря учению", "Учиться и не размышлять - напрасно терять время"). Цель совершенствования - достижение уровня "благородного мужа" (Цзюнь-цзы).

Конфуция один из первых дал развернутую характеристику образа идеального человека: благородного не по происхождению, но по воспитанию в себе высоких качеств и культуры.

Он должен обладать Жэнь - гуманностью, человечностью, любовью к людям. Проявлением жэнь являются справедливость, верность, искренность. Жэнь, человечность, человеколюбие - это закон идеальных отношений между людьми в семье, обществе и государстве в соответствии с принципом "Чего не желаешь себе, того не делай другим".

Большое значение придавалось Юе - музыке, лучшему средству изменения плохих нравов и обычаев.

Особая, главенствующая роль отводилась Ли - этикету-, то есть правилам благопристойного поведения, регулирующим поведение человека в разных жизненных ситуациях.

Но центральное место в учении о благородном муже принадлежало концепции Сяо - сыновней почтительности и уважения к родителям и старшим вообще. Конфуций считал сяо основой жэнь (человеколюбия) и других добродетелей. Сяо он считал самым эффективным методом управления страной.

На базе этической теории была создана политическая концепция. Конфуция стоял за строгое, четкое, иерархическое разделение обязанностей между членами общества, образцом для которого должна служить семья (знаменитое изречение: " правитель должен быть правителем, а подданный - подданным, отец - отцом, а сын - сыном" ).

Ключ к управлению народом заключается в силе нравов ( "мораль благородного мужа (подобна) ветру; мораль низкого человека (подобна) траве. Трава наклоняется туда, куда дует ветер").


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: