Философия Нового времени

Возникает рациональное объяснение хода истории. Она все чаще рассматривалась в качестве линейного процесса. Вольтер первым ввел понятие "философия истории". Идею исторического прогресса он связывал с просвещением монархов и правителей.

4.1. Кондорсе (1794 г.) видел исторический прогресс в движении индивидов и народов, использующих технику и науку, связывал его развитии правовых и политических институтов, улучшающих права людей. Достижение счастья он видел в решении 3-х проблем:

- уничтожении неравенства людей;

- прогрессе равенства классов общества;

- действительном совершенствовании человека.

4.2. И. Кант видел смысл истории в выполнении природой тайного плана по установлению совершенного государственного устройства, дающего возможность развивать все заложенные в человека задатки. Внутренней целью истории он называл установление всемирного правового общества. Для его реализации он предлагал решение 9 проблем, важнейшими из которых были: сочетание максимальной свободы граждан с принуждение; установление законосообразных внешних отношений между государствами; развитие и совершенствование всех задатков людей и другие.

4.3. Гегель утверждал, что всемирная история выступает как разумное, необходимое обнаружение мирового разума или духа. Его единственная и конечная цель - осознание "своей свободы". "Всемирная история есть прогресс в сознании свободы, - писал он. Люди являются орудием и средством мирового духа.

Гегель различал четыре основных периода всемирной истории:

- восточный мир (отсутствие свободы - даже деспот несвободен);

- греческий мир (наличие свободы вне рабства);

- римский мир (заключение свободы в рамки правовых отношений);

- германский мир (полное осознание свободы как неотъемлемого права каждого человека).

По Гегелю, народный дух, живущий в гражданах, воплощается в государстве и достигает благодаря этому высшего развития. "Существование государства - это шествие Бога в мире", - утверждал мыслитель. Идеал развитого государства он видел в конституционной монархии, основанной на разделении властей. Народы, не создавшие государства, находятся вне истории.

4.4. Марксистская теория объясняла историю как естественно - исторический процесс. Логика истории усматривалась в прогрессе общества от первобытного до рабовладельческого, феодального, капиталистического и коммунистического общества. Утверждалось, что смена общественно - экономических формаций определяется взаимодействием производительных сил (людей и орудий труда) и производственных отношений, а также возрастающей ролью субъективного фактора - сознательной деятельностью народных масс, классов, партий, личностей. Формационный подход выделяет как главные экономические общественные отношения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: