Вопрос 1. Фараон-еретик (реформы Эхнатона)

Билет № 3

В истории эпохи Нового царства был весьма кратковременный период, который, однако, произвел переворот в политической и религиозной жизни Египта, а также в его искусстве. В XV веке до н.э. в Египте правила династия фараонов, одним из представителей которой был Аменхотеп IV – яркая фигура египетской истории, открытие которого произошло лишь в XX веке. Настолько было забыто, вытравлено, стерто имя фараона-еретика. Фараон попробовал ввести единобожие, заменив всех многочисленных, зооморфного вида египетских богов одним животворящим образом солнца Атона. Его символом стал солнечный диск с отходящими от него лучами, которые заканчивались ладонями. В некоторых ладонях был знак жизни – анх. Аменхотеп изменил своё имя на Эхнатон (что означает «угодный Атону»). Эхнатон основал новую столицу и религиозный центр – город Ахетатон (в переводе «горизонт Атона»). Выстроил новую столицу на месте деревушки Амарны, поэтому иногда этот период египетского искусства называют «амарнским».

Окружив себя художниками и поэтами, он сломал традиционныеправила в изобразительном искусстве: от живописцев и скульпторов он не требовал следования канону – главной особенности египетского искусства, - а лишь служения истине. На место статуям старых богов и скульптурным изображениям фараонов, приукрашенных, идеализированных, спокойно-величавых, с выражением на лице неземного величия пришли реалистические (иногда доходящие до гротеска, ученые даже думали, что это пародийные изображения), динамичные, естественные изображения самого Эхнатона (узкое лицо с раскосыми глазами, большая голова неправильной формы, полные губы, короткие и худые ноги). Стали изображаться и семейные сцены – фараон с женой и детьми, что ранее не позволялось каноном. Домашняя непринужденная обстановка, приближенные, члены семьи на фоне чарующего пейзажа. Всемирно известным стал портрет супруги Эхнатона – Нефертити (что значит, «красавица пришла») в высоком головном уборе. Этот портрет – один из величайших шедевров, созданных мировым искусством. Искусство Египта приобрело невиданные доселе формы и черты. Появились изящные рельефы, многоцветные росписи, изображения бытовых сцен, простых людей. Реформы Эхнатона отразились и в литературе. Появилась нерелигиозная лирика – любовная. Сам фараон сочинял стихи. Известен гимн Атону: «Ты посылаешь свои лучи, и Египет ликует…Птицы летят из своих гнезд, И их крылья восхваляют твой дух! Всякий скот прыгает на своих ногах, Рыбы в Ниле прыгают перед твоим лицом, И лучи твои внутри моря – Все, что летает, порхает, живет, когда Ты озаряешь их». Все искусство было проникнуто жизнелюбием, человечностью, стало носить светский характер. После смерти Эхнатона имя его почти полностью забыто, но для искусства его правление имело огромное значение. Несмотря на полное забвение идей фараона Эхнатона, характерные особенности амарнского искусства – свободная постановка фигур, живые непринужденные позы, передача непосредственного общения - оказали влияние на дальнейшее развитие египетского искусства. Нарушив каноны изображения один раз, с ним стали обращаться более свободно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: