Общие физические свойства

Масса товаров – количество товаров в определенном объеме, выраженное в основной (кг) или производных ве­личинах (мг, г, ц, т и др.). Единичные экземпляры товаров и товарные партии ха­рактеризуются абсолютной массой, которая индивидуаль­на для каждого из них и иногда используется для их иден­тификации. Единицы измерения абсолютной массы довольно часто используются для указания стоимостной характеристики товара (цена за 1 кг) и указываются на этикетках, вклады­шах и ценниках.

Приемка, отпуск и реализация товаров по количеству также осуществляются чаще всего по абсолютной массе. Абсолютная масса служит одновременно показателем качества, который регламентируется стандартами и ТУ для многих видов потребительских товаров, особенно для пи­щевых продуктов. Например, масса орехов, кочанных ка­пустных овощей, сыра, колбасных, кондитерских изделий, краски, стирального порошка.

Масса используется и для характеристики таких не­продовольственных товаров, как ткани, бумага, обои, строительные материалы. Иногда масса выражается в опосредованных единицах – количество штук в 1 кг или в 100 г. В этом случае устанав­ливается средняя масса единичного экземпляра товара. Обычно этот показатель применяется для мелких товаров, для поштучного измерения которых требуются более точ­ные весы и большие затраты на измерения. Средняя и абсолютная масса единичных экземпляров применяется как классификационный признак для ха­рактеристики некоторых товаров. Так, одним из крите­риев деления яиц на категории служит их абсолютная масса: к отборной категории относят диетические яйца массой не менее 60 г, к I – не менее 55 г, ко II – не менее 44 г. Пшеница со средней массой 1000 зерен 35- 45 г считается крупной, 30-40 г – средней, 20-25 г – мелкой.

Для упаковочных единиц и товарных партий применя­ется абсолютная масса, которая не только характеризует количество измеряемого объекта, но и служит идентифи­цирующим признаком (например, чай индийский в пачках массой 100, 50 и 25 г; масляная краска в банках массой 3; 2,3 и 1 кг). Массу партии в сертификатах соответствия указывают для идентификации принадлежности отобран­ных для испытаний образцов к конкретной партии.

Длина – основная физическая величина, выражаемая в м. Применяется как показатель качества отдельных това­ров (длина огурцов, овощной зелени, бананов и т.п.), а также как основная единица измерений при приемосдаточ­ном контроле по количеству тканей, стройматериалов из древесины, мебели, некоторых резинотехнических изделий, электропроводов, перевязочных материалов и т.п. Изме­рение товарных масс (упаковок, партий) также может про­изводиться по длине, особенно если измерение по массе невозможно или требует больших трудозатрат.

Стоимостная характеристика единицы длины – это цена товаров, которые при отпуске измеряются по длине. При этом в практике торговли часто применяется такая едини­ца измерения величины, как погонный метр – условная единица длины, не зависящая от ширины изделия.

Следует отметить, что ширина и высота – это тоже длина, но отличающаяся от доминирующей длины про­странственным расположением. Для многих товаров (и упа­ковок) чрезвычайно важна количественная характеристи­ка не только по длине, но и по ширине, высоте. Например, габариты мебели, бытовой техники, транспортных средств. При этом размеры по длине, ширине и высоте могут выражаться через основную единицу измерения (м) или про­изводные – дольных (дм, см, мм) и кратных (км). Выбор единиц измерения определяется размерами то­варов или товарных партий.

Многие товары с круглым или овальным сечением из­меряют по диаметру, например для большинства видов све­жих плодов и овощей в стандарте установлен размер по наибольшему поперечному диаметру; диаметром характе­ризуются посуда, тара с круглым дном.

Производными величинами длины являются площадь и объем. Площадь – производная физическая величина, опре­деляемая как произведение двух длин (длины и ширины). Эта величина чаще всего применяется для характеристики оборудования (занимаемая площадь), тары (площадь дна) или складских помещений (полезная площадь). Для товар­ных партий пользуются производным показателем – ко­эффициентом загрузки, который рассчитывается как масса товаров, размещаемая на 1м2.

Объем – производная физическая величина, опреде­ляемая как произведение трех длин (длины, ширины и вы­соты). Это самая распространенная физическая величина, применяемая для характеристики жидких товаров (упако­вочных единиц или товарных партий). Одновременно она служит мерой при отпуске товара потребителю, иденти­фицирующим признаком единичных экземпляров товаров или совокупных упаковочных единиц (например, молоко в тетрапаках вместимостью 1; 0,5; 0,25 л; духи во флаконах вместимостью 16, 50, 100 мл). Для ряда непродовольственных товаров объем являет­ся важным показателем качества. Например, объем холо­дильной камеры холодильников, объем цилиндров двига­телей автомашин.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: