Основные понятия

Количественная характеристика относится к одной из основополагающих. При ее определении следует различать единичные экземпляры товаров и их совокупность – то­варные партии.

Единичные экземпляры – отдельные товары, которые обладают целостностью и присущими конкретному виду или наименованию потребительскими свойствами. Разные экзем­пляры с определенной степенью достоверности должны иметь одинаковые свойства. Однако абсолютной равнозначности до­стигнуть невозможно, поэтому совокупность этих экземпля­ров – товарная партия – отличается неоднородностью. В качестве единичных экземпляров товара могут высту­пать промышленные изделия (например, автомобиль, головка сыра, пара обуви или носков и т.п.) или биологические объекты (яйцо, рыба, зерно, яблоко, арбуз и т.п.), а также упаковочные единицы, товарная масса в которых характе­ризуется монолитностью и целостностью (блок сливочного масла, бутылка вина, молока, банка с краской и т.п.).

К единичным экземплярам товаров не относятся упако­вочные единицы, состоящие из отдельных изделий (ящик или пачка печенья, ящик гвоздей и т.п.), так как они сами являются совокупностью единичных экземпляров товаров или комплексных упаковочных единиц.

Товарная партия – совокупность единичных экземпля­ров товаров и/или комплексных упаковочных единиц (одно­го вида и наименования), объединенных по определенному признаку. Научно обоснованные подходы к выбору признаков, оп­ределяющих принадлежность к товарной партии, отсутст­вуют, поэтому наиболее часто в качестве таких признаков выбирают производственные: смену или день выработки продукции для промышленных изделий; отправку одним или несколькими транспортными средствами; наличие одно­го товарно-сопроводительного документа.

Определение понятия «товарная партия для конкрет­ных товаров» дается в стандартах на методы испытаний (правила отбора проб), причем в них отсутствует единое определение термина.

Наиболее распространено определение партии, как про­дукции одного вида, сорта и наименования, выработанной за одну смену и оформленной одним документом о качестве. Однако это определение имеет ряд недостатков: во-пер­вых, сфера его применения ограничена только партией, выпускаемой заводом-изготовителем; во-вторых, относит­ся к продукции, а не к товару; в-третьих, неприменимо для товарных партий, формируемых в оптовой и розничной торговле путем деления крупных партий на более мелкие. В последнем случае признак выработки продукции за одну смену теряет смысл, так как при дроблении крупная пар­тия утрачивает целостность, а вновь образованные мелкие партии приобретают целостность и новые идентифицирую­щие признаки.

Предполагается, что все товары в товарной партии как части целого обладают одинаковыми свойствами. Однако даже имея в виду партию промышленных изделий с гаран­тированным качеством, можно говорить лишь об идентич­ности (тождественности) свойств отдельных экземпляров одного наименования товара, произведенного на одном и том же предприятии. Частные различия между ними обу­словлены неоднородностью природного сырья, а также ря­дом производственных факторов (степенью механизации и автоматизации технологических процессов, квалификацией персонала, качеством труда в течение рабочего дня, нали­чием систем качества на производстве и др.).

Еще сложнее обстоит дело с товарной партией, состоя­щей из природных объектов: биологических или минераль­ных. Степень неоднородности единичных экземпляров то­варов в такой партии возрастает многократно, так как в природе не бывает двух совершенно одинаковых объектов. Такая неоднородность требует установления определен­ного допустимого диапазона количественных характерис­тик единичных экземпляров товаров и усредненного значе­ния (среднеарифметического) или предельных значений для товарной партии в целом.

Для характеристики разброса (рассеивания) действитель­ных значений показателей качества единичных экземпляров товаров в партии используют показатель однороднос­ти, который служит критерием стабильности качества то­варов в условиях массового и серийного производства. Кпоказателям однородности относят среднеквадра­тичное отклонение значений показателей качества, размах – разность между максимальным и минималь­ным результатами.

Все товары – единичные экземпляры и товарные пар­тии – имеют общие и специфичные количественные (или размерные) характеристики.

К общим количественным характеристикам товара относятся следующие основные физические величины: масса, длина, термодинамическая температура, а также произ­водные от них величины – объем, теплопроводность, теп­лоемкость.

Специфичные количественные характеристики при­сущи либо товарным партиям, либо единичным экземпля­рам товаров. Среди наиболее распространенных количественных ха­рактеристик товарных партий можно назвать: объемную (насыпную) массу, скважистость, сыпучесть, угол наклона насыпи товаров, вертикальное и/или горизонтальное дав­ление слоя товаров (или отдельных товаров в партии) на строительные конструкции или нижерасположенные слои. Последние три свойства присущи только отдельным груп­пам товаров и рассматриваются в частных разделах това­роведения.

Единичным экземплярам товаров присущи такие спе­цифичные характеристики, как пористость, пластичность, эластичность, вязкость, механическая устойчивость, твер­дость и др.

Можно оценивать эластичность и пористость мякиша каждой буханки хлеба, но бессмысленно говорить об этих показателях в целом для товарной партии хлеба.

Абсолютные количественные характеристики выража­ются через основные и производные физические величины и единицы их измерения. Они служат показателями физи­ческих свойств товаров, а также многих физико-химичес­ких показателей качества.

Особенностью количественных характеристик товаров, в первую очередь единичных экземпляров, является то, что многие из них одновременно выступают критериями как количественных, так и качественных характеристик. Мно­гие из перечисленных ниже показателей физических свойств, выполняя основную функцию – количественной характеристики товара, одновременно служат и показате­лем качества. Так, масса или объем единичных экземпля­ров некоторых товаров регламентируется в стандартах как один из показателей качества. То же можно сказать о цве­те, относительной плотности и других показателях качест­ва. В этом, казалось бы, несоответствии находит отражение всемирный закон перехода количества в качество.

Понимая определенную условность отнесения к коли­чественным характеристикам ряда физических свойств, автор в данном курсе товароведения предлагает рассматривать только общие для всех потребительских товаров физичес­кие свойства, характеризуемые количественными показа­телями. В зависимости от природы их можно подразделить на следующие группы:

- размерно-массовые характеристики (свойства);

- структурно-механические свойства;

- теплофизические свойства;

- электрические свойства;

- оптические свойства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: