Понимание бытия в философии эллинистической эпохи

Греческая философия после Аристотеля развивалась в так называемую эпоху эллинизма. Походы Александра Македонского раздвинули греческий космос до размеров существовавшего тогда мира. В этих новых условиях значительно претерпело изменение отношение к философскому осмыслению бытия. Важнейшие результаты этого представили школы скептиков, эпикурейцев, стоиков и неоплатоников.

Скептицизм

Возник в IVвеке до н.э.

Важнейшие достижения этого направления связаны скорее с гносеологией, чем с онтологией. Оно продолжало ту линию греческой философии, которая утверждала постоянную текучесть всех вещей и явлений, а также обнаружила ряд противоречий между чувственными впечатлениями и понятиями. Для скептиков характерно не прямое догматическое отрицание возможности познания, а лишь воздержание от окончательных высказываний, от решительного предпочтения одному из двух противоречащих друг другу суждений.

На один из самых важных для древнегреческой философии вопрос «из чего состоят вещи?» Пиррон отвечал, что всякая вещь есть это не в большей степени, чем то. Поэтому ни о чём нельзя сказать, что оно существует на самом деле, и никакой способ познания не может быть охарактеризован ни как истинный, ни как ложный.

Однако учение скептиков не абсолютный агностицизм. Согласно Пиррону, для человека безусловно достоверными являются его чувственные восприятия. Основанные на них суждения всегда будут истинными. Заблуждение возникает тогда, когда высказывающий подобного рода суждение начинает утверждать, будто данная вещь не только кажется ему такой, но и поистине такова.

Таким образом, скептицизм негативно вносит свой вклад в палитру отношений древнегреческих философов к категории бытия.

Эпикур

Философия, по его мнению, может сделать жизнь людей счастливой, отсюда основное внимание эпикурейцев привлекала этика, основанная на соответствующих представления о мире.

Как и для большинства философских школ эпохи эллинизма, для Эпикура онтология не имеет самостоятельного значения. Подобно теории познания, она посвящена решению практических задач человека, смысл жизни которого заключается в достижении счастья. Поэтому этика является вершиной философской системы данного мыслителя.

Однако не только этику Эпикур обосновывает с помощью физики. В основании самой физики он кладёт разработанную им самим теорию критериев истины, названную каноника.

Согласно этому учению, критерием достоверности получаемых нами знаний может быть только чувственное восприятие. Только чувства дают точное представление человеку о подлинном положении вещей. Сам же процесс восприятия описывается философом чрезвычайно своеобразно.

Кроме чувств и восприятия, критерием истины для Эпикура являются понятия (или общие представления),образующиеся посредством сохранения в сознании человека черт единичных представлений.

Заблуждения, согласно утверждениям философа, возникают в том случае, когда что-либо утверждается как действительность, принадлежащая восприятию, хотя на самом деле это не подтверждается ни восприятием, ни какими другими положениями.

Каноника Эпикура обосновывает его физику. Вслед за Демокритом философ объявляет основными элементами всего сущего атомы и пустоту, вследствие чего Вселенная предстаёт как многообразие тел, помещённых в пустом пространстве. Атомы Эпикур представляет так же, как и Демокрит: это весьма малые, неделимые, плотные тела, которые различаются по форме и величине и из соединения которых образуются предметы реальности. По Эпикуру атомы падают равномерно вниз в пустоте под тяжестью своего веса, в то время как Демокрит говорил, что атомы двигаются одинаково во всех направлениях.

Эпикур вводит в свои исследования гипотезу самоотклонения атомов. Если бы атомы не отклонялись от своих прямых путей, то не было бы возможности их столкновения, а также образования из них вещей. При этом самоотклонение происходит совершенно спонтанно, без какой-либо внешней причины или заданной необходимости.

В силу самоотклонения от вертикальной линии падения атомы наталкиваются друг на друга, перемешиваются, взаимно отталкиваются, частью оттесняются кверху. В результате возникают вихревые движения, в силу которых в пространстве возникают бесчисленные миры, разделённые промежутками пустоты. Каждый из них возник во времени, но со временем снова распадётся, как и любой предмет действительности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: