Эмпедокл

Будучи учеником Парменида, Эмпедокл разделял убеждение своего учителя в том, что истинно сущее бытие не может ни возникать, ни погибать, и что его истинно сущие элементы неизменны. Эмпедокл отказался объяснить всё многообразие явлений из одного единственного начала, таких начал он признаёт четыре: воздух, вода, земля и огонь. Из их механического соединения, по его мнению, образуется всё многообразие конечных вещей.

Однако объяснить появление видимых явлений природы из простого факта существования четырёх элементов («корней») невозможно. Поэтому философ вводит в круг своих размышлений две противоположные движущие силы: Любовь и Вражду. Элементы приводятся этими силами в движение: или соединяются, сочетаются, оставаясь или, напротив, разъединяются, удаляются друг от друга, расходятся. Под действием Любви разнородное соединяется и разъединяется однородное, Вражда же, наоборот, разъединяет разнородное и соединяет однородное. Эти процессы попеременно сменяют друг Друга. Эти силы действуют на четыре корня (стихии), и в результате возникает мир, который неизменен.

Анаксагор

Как и Эмпедокл, Анаксагор в своём учении о сущем исходил из введённого элеатами положения о неизменности бытия, а также о том, что оно не возникает, ни погибает. Эти последние понятия он считает иллюзией человеческого чувства. В действительности же, по его мнению, при возникновении конечных вещей происходит только соединение или разделение невозникающих и непогибающих частиц вещества.

Однако как с элеатами, так и с Эмпедоклом Анаксагор разошёлся в представлении о количестве исходных элементов. Как я уже упоминала, для первых множествоне мыслимо. Учение второго предполагает наличие четырёх «корней», смешение которых даёт все возможные видимые предметы. Для Анаксагора же число материальных элементов бесконечно. Философ называл их семенами, хотя впоследствии к ним прикрепился термин гомеомерии. Смысл этого понятия Анаксагор пояснял утверждением, что «всё находится во всём». Это значит, что все качества, существующие в самых различных веществах физического мира, имеются и в каждом отдельном кусочке, или элементе, вещества. Наши же органы чувств сигнализируют о том, что предметы различны только потому, что в них преобладает тот или иной элемент. Так золото нам кажется таковым только потому, что в ней золотого больше, чем, например, в крови.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: