Неоплатонизм

В первые века нашей эры в платоново-пифагорейской среде, а также среди других последователей античного идеализма укрепляется взгляд на философию как на деятельность, ставящую человека в связь с Божеством и ведущую его к этому бесконечному существу. Указанная предпосылка вносит новые элементы в античное истолкование категории бытия. В наиболее законченном виде данный взгляд на проблему бытия был сформулирован в школе неоплатонизма, одним первых и самым ярким представителем которой стал Плотин.

В основу учения о бытии неоплатоники положили три принципа:

· Бытие обладает иерархичностью

· Всё существующее имеет истоком духовное начало

· Основа бытия построена по принципу триады: Единое, Ум, Душа.

Система Плотина исходит из идеи Божества. Причём философ доводит до крайних приделов мысль о бесконечности и сверхмирности Бога, в результате чего он всецело выносится за пределы бытия и познания. Первосущество лишено границы, формы и определений, оно беспредельно или бесконечно; ему нельзя приписать не только телесных, но даже и духовных качеств, - ни мышления, ни воли, ни деятельности. В соответствии с этим Божеству вообще нельзя приписать никакого определённого качества: оно есть то, что лежит за пределами всякого бытия и мышления; оно есть основание, к которому мы должны сводить всякое бытие.

Поскольку Божество есть первичная сила, оно должно всё творить. Однако как существо совершенное и самодостаточное, оно не может нуждаться в чём-либо ином, а, следовательно, не может предаваться какому-либо виду деятельности или полагать себе цель в чём-либо ином. Чтобы ясно передать, как всё же осуществляется процесс божественного творчества, Плотин прибегает к образу: единое как бы переливается через край вследствие своего совершенства, оно излучает из себя нечто иное. Причём этот процесс отнюдь не связан с какой-либо потребностью Первосущества.

Подобного рода отношения повторяются при каждом новом творении, в результате чего образуется совокупность существ, возникших от Первосущества, образующих лестницу убывающего совершенства. Причём это убывание происходит до тех пор, пока в итоге бытие не дойдёт до небытия, а свет - до тьмы.

Первым созданием Первосущества является Нус (ум) – вневременное, завершённое в каждое мгновение, созерцательное мышление. Его предметом служит, с одной стороны, само Божество, а с другой стороны, подобно аристотелевскому Уму, оно является «мышлением о мышлении». Основным отличием Нуса от Единого является то начало множественности, которое привносит в его характеристику причастность интеллигибельной материи. В силу этого он распадается на сверхчувственные числа, или идеи.

Подобно тому, как Первосущество порождает Нус, последний является прародителем Души. Она также принадлежит ещё к божественному, сверхчувственному миру, содержит в себе идеи и сама есть число и идея, обладает вечной, вневременной жизнью.Первая душа, или мировая душа, не только по своему существу стоит вне телесного мира, но и не действует непосредственно на него. Её цель - излучение второй души, которую Плотин назвал природой. Именно она объемлет и производит множество отдельных душ, которые связаны в ней как в своём источнике и из неё распространяются в отдельные части мира. В лице этих частных душ достигнута низшая граница сверхчувственного мира. Когда божественная сила спускается ещё ниже, то возникает её наиболее несовершенное проявление - материя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: