Школа атомистов

Своеобразный путь преодоления представления элеатов о невозможности помыслить множество предложили создатели атомистической теории Левкипп и его ученик Демокрит. Заполненное и пустое становятся для атомистов основными концептуальными понятиями, исходя из которых они характеризуют свои атомы и все видимые предметы.

Атомы Левкиппа и Демокрита обладают совершенно теми же свойствами, что и Единое Парменида. Они не возникают и не изменяются, абсолютно однородны по своему веществу, различаются только по форме и величине, способны лишь на пространственное перемещение.
По мнению Демокрита, все тела состоят из атомов, которые невидимы по причине их малости. Поэтому они постигаются только умом. Количество атомов бесконечно, как бесконечна и пустота, являющаяся вместилищем для атомов.

Платон

Если Сократ объявил, что лишь познание понятий даёт истинное знание, то Платон идёт дальше, утверждая, что только идеи обладают истинным и первичным бытием.

Логика развёртывания мысли Платона становится ясной из его анализа идеи прекрасного. Во всех диалогах, посвящённых этой проблеме, философ объясняет, что предметом исследования является то, что по истине есть прекрасное, то есть сущность прекрасного, не зависящая от случайных, изменчивых и относительных его проявлений. Поэтому всякое проявление этого понятия, как прекрасная девушка, конь, лира не могут соответствовать этим условиям. Однако, по Платону, каждому классу одноименных вещей чувственного мира соответствует в мире вещей некая вечная, не возникающая и не погибающая причина того, что делает вещь именно вещью этого и никакого другого класса. Эта причина и есть то, что Платон обозначил словом «эйдос» («идея»).

Характеризуя мир идей Платона, я буду характеризовать его представления о бытии.

Основные признаки «видов» (идей) восходят к Единому элеатов: объективность, безотносительность, независимость от всех чувственных определений, от всех условий и ограничений времени. Кроме того, идея, в специфически платоновском смысле этого понятия - есть сверхчувственное бытие, постигаемое одним только разумом. Она (идея) не подлежит никакому изменению или превращению, всегда тождественна сама себе и есть вечная сущность, всегда равная сама себе.

Учение Платона о бытии можно охарактеризовать как идеализм, так как реально существуют, согласно Платону, не чувственный предмет, а лишь его умопостигаемая, бестелесная, не воспринимаемая чувствами сущность. В то же время это учение - объективный идеализм, так как «идея» существует сама по себе.

Другая важная особенность платоновского идеализма - это его телеологический характер. Она тесно связана с представлениями философа об идее Блага, рассматриваемой в качестве наивысшей из идей. Благо доставляет познаваемым предметам не только способность быть познаваемыми, но и способность существовать и получать от него сущность. И поскольку, по Платону, идея Блага главенствует в мире идей, то, тем самым, она делает господствующий в мире порядок вещей целесообразным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: