Форхаймера

Модель доминирующей фирмы Форхаймера основана на анализе рыночной структуры, в которой имеется одна достаточно крупная (доминирующая) фирма, обладающая стратегическими преимуществами над конкурентами. Цены, устанавливаемые доминирующей фирмой, являются ориентирами для всех остальных (конкурентных) фирм при выборе объемов производства, по этой причине данную модель также называют моделью ценового лидерства. В качестве стратегических преимуществ доминирующей фирмы могут выступать:

– преимущество в издержках производства (использование более эффективных технологий, реализация эффекта масштаба за счет больших объемов производства);

– лучшие качество и потребительские свойства продукции;

– влияние на рынок через действие картельных соглашений.

В модели Форхаймера действуют следующие основные предпосылки:

1) доминирующая фирма обладает полной информацией о рыночном спросе;

2) доминирующая фирма обладает полной информацией о функции совокупного предложения фирм-конкурентов;

3) доминирующая фирма имеет преимущество в издержках;

4) фирмы-конкуренты определяют объемы производства исходя из цены, установленной доминирующей фирмой, предполагая ее неизменной.

Таким образом, фирмы-конкуренты действуют как совершенно конкурентные фирмы и производят такой объем продукции, при котором их предельные издержки равняются цене, установленной доминирующей фирмой, РL = МС F (q) на новый образец. Графическое изображение модели Форхаймера приведено на рис. 4.2. Доминирующая фирма, зная функцию рыночного спроса (QD (P)) и функцию совокупного предложения конкурентов QS (P), определяет остаточный спрос на свою продукцию: QLD (P) = QD (P) – QS (P), что позволяет ей оценить функцию предельной выручки MR L (q) и найти максимизирующий прибыль объем производства qL * исходя из условия MR L (q) = MC L (q). данному объему производства соответствует цена P *, определяемая из функции остаточного спроса на продукцию доминирующей фирмы. При установленной доминирующей фирмой цене P * фирмы-конкуренты произведут объем QF *, общий отраслевой объем производства составит Q *.

Мы рассмотрели базовые модели, описывающее олигополистическое взаимодействие фирм на рынке. Это далеко не все модели. Однако они позволяют нам сделать некоторые обобщения: стратегическое поведение фирм позволяет им получать бльшую прибыль, чем конкурентное. Наличие асимметрии рынка в условиях олигополии ведет к росту общественного благосостояния по сравнению с симметричными моделями олигополии. Рост числа фирм в отрасли приводит к увеличению отраслевого выпуска и падению цен.

Рис. 4.2. Модель доминирующей фирмы Форхаймера

Глава 5. Рынки неоднородных продуктов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: