Империализм - воплощение утопии

В наше время слово империализм имеет ярко выраженную отрицательную эмоциональную окраску. Однако в конце XIX - начале XX в. его воспринимали иначе. На рубеже веков слово империализм означало стремление отдельных государств повысить свой авторитет в мировой политике. Однако пути и средства достижения этой цели оказались совершенно утопичными, хотя в ближайшей перспективе и не всегда безуспешными.

Империалистическая политика всегда была прежде всего крупномасштабной политикой экспансии. Захват колоний объясняли необходимостью обеспечить рынки сырья и сбыта для индустриальных держав. Большинству империалистических держав колонии - по крайней мере на первых порах - приносили убытки, однако являлись символом национальной гордости. Лишь немногие страны получали от них прибыль. Идея империализма и колониализма опиралась и на миссионерское сознание и чувство превосходства белой расы (киплинговское "бремя белого человека"). Сесил Родс говорил об англосаксах, что они призваны господствовать над другими народами. Этот скрытый расизм в значительной мере поддерживался популярной в ту пору философией социального дарвинизма, подготовившей условия в духовной и общественной сферах для проведения великодержавной империалистической политики. Социальный дарвинизм основывался на идее естественного отбора, провоцируя и оправдывая насилие в политических спорах.

Агрессивность империалистической политики не получала должного отпора потому, что большинство порабощенных стран были фактически неспособны оказывать сопротивление из-за своей экономической и технической отсталости, отсутствия политических сил, способных противостоять экспансионистской политике западных держав. Любые проявления протеста (англо-бурская война в Южной Африке, боксерское восстание в Китае) жестоко подавлялись.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: